В то время как со стороны России проявляется некое спокойствие по поводу того, что Молдавия не собирается выходить из СНГ, оставаясь номинально союзной Москве, в настоящее время влияние России и Румынии в Молдавии можно оценить в пропорции один к десяти. Об этом заявила на состоявшейся в Приднестровском государственном университете имени Т.Г.Шевченко международной конференции "Восточная политика Румынии в прошлом и настоящем (конце XIX - начале XXI вв.)" начальник Отдела стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова.

По ее словам, Румыния продолжает играть роль западного форпоста на восточном направлении. Эксперт обратила внимание на то, что именно Румыния, в отличие от остальных стран Восточного блока, не испытывала особенных трудностей с интеграцией в евроатлантистские структуры. "Хочу обратить ваше внимание, что именно Румыния первой из всех стран бывшей Организации варшавского договора, ещё в 1991 году, была подключена к натовской программе "Партнёрство ради мира", - приводит слова Гузенковой приднестровское государственное информационное агентство "Ольвия-пресс".

В свою очередь бывший посол Моладвии в Китае Виктор Боршевич заявил, что идея румынизма навязывается Молдавии не только из Бухареста, но и из других европейских столиц и Вашингтона. "Она не является господствующей в молдавском обществе. Этой идеей заражена правящая элита", - заявил Боршевич.

Его мнение поддержал и бывший посол Молдавии в Румынии Эмиль Чобу. "Несмотря на то, что "румынизм" у подавляющего большинства жителей Молдавии не находит поддержки, тем не менее, делается всё для того, чтобы вопреки воли народа произошло поглощение страны Румынией", - сказал Эмиль Чобу. По его мнению, экспансионизм, вообще, и восточный, в частности, во все времена являлся румынской государственной идеологией.

В свою очередь директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников заявил, что Румыния в своей экспансионистской политике не самостоятельна. "Запад стремится свести к нулю всяческое российское влияние в регионе. Для этого есть румынский вариант", - заявил российский эксперт. При этом, по его словам, именно в Приднестровской Молдавской Республике есть все предпосылки к возникновению серьёзной научной базы по проблемам Молдавии и Румынии. Учитывая же всё возрастающую роль Румынии, как серьёзного регионального лидера, по мнению Леонида Решетникова, данное направление в исторических и политических науках в ближайшем будущем будет занимать не последнее место.

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах (т.е. без Приднестровья), а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Киевской Руси, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существовала на кириллице с момента своего появления в XV веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.

Согласно сегодняшней официальной позиции Бухареста, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Румынии поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.