ENAR: Эстония мало применяет на практике антидискриминационные законы
Эстония, 23 марта, 2011, 16:28 — ИА Регнум. Невозможно сказать, что в период с 2009 по первую половину 2010 года в Эстонии многое изменилось в вопросе реализации антидискриминационных законов. Об этом говорится в заключении доклада Европейской сети по борьбе с расизмом (ENAR), посвященного Эстонии, переданного сегодня, 23 марта, ИА REGNUM.
Как сообщили в пресс-службе ENAR, доклад приурочен к отмечаемому 21 марта Международному дню борьбы с расизмом. Он содержит подробный отчет о правовой базе в вопросе антидискриминационного законодательства, о ситуации с нарушениями прав человека, нацменьшинств, религиозных меньшинств и реакцией государственной власти Эстонии на эти нарушения, данные статистики, выдержки из национальных СМИ и официальных документов и прочее. Доклад по Эстонии содержит 43 страницы и состоит из 11 глав.
В докладе, в частности, отмечается, что Эстония спустя долгие годы требований международного сообщества гармонизовала свои внутренние законы с международным законодательством в правозащитной сфере. Так, лишь с января 2009 года в Эстонии действует Директива ЕС о равном обращении, которая стала заключительным шагом эстонского государства по присоединению к директивам ЕС на тему антидискриминационного законодательства 2000/43/EC и 2000/78/EC. Благодаря принятию данных законов, в Эстонии официально вступил в должность комиссар по делам гендерного равенства и равного обращения.
Тем не менее, первый год деятельности комиссара показал, что этот институт не пользуется авторитетом у населения - приняты лишь 49 обращений от жителей Эстонии, два из которых касаются дискриминации по этническому признаку. Такой же пассивностью отличается реакция населения на деятельность канцлера права Эстонии, обращений к которому по вопросам дискриминации также слишком мало. В то же время, отмечается в докладе, независимые правозащитные организации и учреждения фиксируют сотни обращений от пострадавших лиц и ведут их дела в судах различной инстанции Эстонии, так и в
На фактическое игнорирование властями Эстонии проблем с положением и правами нацменьшинств указывает и факт ликвидации летом 2009 года поста министра по делам национальностей в правительстве страны. В то же время немногочисленные правозащитные организации Эстонии и участники правовой помощи пострадавшим от дискриминации находятся под постоянной угрозой санкций и наказаний со стороны государства, которое недовольно их правозащитной деятельностью, сообщает доклад.
Самое большое разочарование вызывает, по утверждению авторов доклада, то, что за последнее время до Высшего суда Эстонии не было доведено ни одно дело, связанное с нарушением прав нацменьшинств, и в данном вопросе отсутствует даже судебный прецедент. Крайне мало регистрируется уголовных дел по статьям антидискриминационного законодательства, отмечается в докладе. Расовые и дискриминационные причины часто просто игнорируются правоохранительными органами при фиксировании обращений от пострадавших.
Отсутствует и специальная инструкция, помогающая представителям правоохранительных органов Эстонии выявлять и регистрировать такие случаи.
Публично высказываемые оскорбления на национальной почве также находятся вне законодательной базы эстонского уголовного права.
Официально принятые правительством Эстонии интеграционные программы носят односторонний характер и касаются исключительно нацменьшинств - вся проблематика интеграционных процессов сведена лишь к изучению нацменьшинствами государственного языка, что не является интеграцией, отмечается в докладе. На протяжении многих лет остается нерешенной проблема массового безгражданства, непропорциональных и часто необоснованных требований к знанию эстонского языка и связанной с этим практикой, отмечается в докладе.
Авторы доклада констатировали, что экономический кризис только ухудшил положение национальных меньшинств Эстонии. Так, доля безработных среди нацменьшинств составляет 19% на фоне 11% безработных среди титульного населения.
Несмотря на факт, что в Эстонии по Конституции (Основному Закону) церковь и государство отделены друг от друга, наблюдается дискриминация большинства присутствующих в Эстонии религий и церквей в пользу одной-единственной, религиозные даты которой по решению правительства объявлены государственными праздниками. В Эстонии проживает примерно равное число верующих-лютеран и православных, однако государство следует правилам и датам исключительно Эстонской Евангелической Лютеранской Церкви. Например, Рождество отмечается 24-26 декабря, в то время как православные отмечают Рождество 6-7 января, которые в Эстонии считаются обычными рабочими днями. Как отмечают авторы доклада, это значит, что если верующий человек захочет в эти дни посетить церковь, то он будет вынужден отпрашиваться для этого у работодателя и зависеть от его решения. Все это не позволяет считать Эстонию свободной от дискриминации по религиозному признаку.
В докладе также сообщается, что русскоязычное население Эстонии лишено возможности получать ежедневную информацию из печатных СМИ - в Эстонии больше не существует ежедневной газеты на русском языке. Это ограничивает возможности национальных меньшинств на информационном пространстве Эстонии и является одной из форм дискриминации, которую можно назвать информационной.