Российские историки поддаются влиянию своих латвийских коллег и последовательно сдают свои позиции. Это может привести к тому, что России придется просить прощения у латышей. Такое мнение в программе "Вопрос с пристрастием" на телеканале PRO100TV высказал известный латвийский историк Игорь Гусев.

"Сегодня мы наблюдаем, как официальные российские историки последовательно сдают свои позиции, принимая точку зрению оппонирующей стороны. И даже когда есть возможность для аргументированного спора, когда истина не выяснена - тем не менее принимается то, что навязывается. И в первую очередь принимается то, что ставиться в укор, заставляет каяться, заставляет чувствовать вину", - сказал Гусев в интервью программе.

По его словам, это, к сожалению, позиция многих официальных историков в России: "Не исключено, что Латвия сумеет навязать России свою позицию и ей (России) придется каяться и просить прощения у латышей".

Как неоднократно сообщало ИА REGNUM Новости, терминологический вопрос о признании или отрицании "советской оккупации" (присоединении Латвии, Литвы и Эстонии к СССР в 1940 году) для современных националистических властей Латвии, Литвы и Эстонии, однако, не является чисто научным. Несмотря на то, что легитимность мирного включения Латвии в состав СССР, например, однозначно поддержал действовавший в 1940 году президент Латвии Карлис Ульманис и высшие власти Литвы и Эстонии, на теории "советской оккупации" строится современная националистическая идентичность Латвии, она служит политическим и юридическим основанием для режима массового безгражданства русскоязычных в стране как "оккупантов", поражения их в правах, на сегодняшний день составляющего до 80 принципиальных отличий от объёма прав граждан Латвии и Эстонии.

Кроме режима фактического апартеида, теория "оккупации", по мнению властей современной Латвии, позволяет предъявлять современной России как государству-продолжателю СССР политические и материальные претензии, является почвой для реабилитации нацизма, гитлеровских коллаборационистов и распространения неонацизма в Прибалтике. При этом полностью игнорируется тот факт, что, например, объявление независимости Латвии, Литвы и Эстонии в начале 1990-х годов было осуществлено парламентами, избранными по законам СССР и возглавленными советской партийно-хозяйственной ("оккупационной") номенклатурой, и следовательно - легитимность деклараций о независимости Латвии, Литвы и Эстонии равна легитимности принявших её советских "оккупационных" властей республики. Кроме того, Латвия, Литва и Эстония по умолчанию признают действующими "оккупационные" свидетельства об образовании, трудовом стаже, профессиональной и научной квалификации, записи актов гражданского состояния (брак, развод, свидетельства о рождении и смерти), права частной собственности и наследования и т.д..