Депутат фракции КПРФ Государственной думы Алексей Багаряков прокомментировал для ИА REGNUM ситуацию со скандалом, связанным с предъявлением обвинений в участии в инсайдерской торговле в США бывшему члену Наблюдательного совета Сбербанка Раджату Гупте.

"Сегодня формирование наблюдательных советов крупнейших государственных компаний России происходит по принципам, имеющим мало общего с критериями профессионализма и эффективности. Возьмем, к примеру, наблюдательный совет крупнейшего банка страны - Сбербанка, контрольный пакет которого находится в государственной собственности. В его составе вы обнаружите почти исключительно чиновников, представляющих Минфин, Минэкономразвития, администрацию Президента, Центробанк. У этих занятых и уважаемых людей, несомненно, имеется много важных и неотложных дел в их профильных ведомствах, и в таких условиях наивно ожидать, что они смогут быть продуктивными и уделять достаточно вниманию работе в совете Сбербанка. Для чиновников присутствие в советах директоров государственных гигантов - это скорее высокая зарплата, всевозможные материальные и нематериальные блага и подтверждение их высокого статуса, чем желание и возможность реально способствовать улучшению результатов деятельности этих компаний.

Более того, в состав наблюдательных советов государственных компаний нередко входят и независимые участники, в том числе и зарубежные. Про господина Гупту уже было сказано немало, но стоит напомнить, что он в качестве члена Наблюдательного совета получал от Сбербанка 16 миллионов рублей в год, практически никак не участвуя в работе банка, и даже после того, как в отношение него было начато расследование в США по обвинению в инсайдерской деятельности, он еще целый год занимал высокие должности в Сбербанке, который оказался крайне неразборчивым в вопросах деловой репутации и как ни в чем не бывало выплачивал Гупте вознаграждение.

В совет директоров "Роснефти", которая провела в 2006 году народное IPO, входили три независимых директора, исправно получавшие выплаты в размере 585 тысяч долларов в год на протяжении нескольких лет, несмотря на то, что падение котировок акций компании по сравнению уровнем цены в ходе IPO достигало 50%.

По итогам работы в 2009 году в "Газпроме" члены совета директоров, не занятые на госслужбе, получили по 15,1 млн. рублей. И это притом, что добыча "Газпрома" в 2009 году упала на 19% по сравнению с 2008 годом, экспорт снизился на 11%, а выручка - примерно на 280 млрд. рублей, упав ниже 3 трлн. рублей. Однако для членов совета директоров такой размер бонусов даже в кризис зазорным не кажется".