Одной из главных целей второго этапа реформирования железнодорожной отрасли в России является выделение из открытого акционерного общества "Российские железные дороги" его дочерних структур - акционерных государственных компаний по таким направлениям бизнеса, которыми могут заниматься и другие предприятия с тем, чтобы создать реальную конкурентную среду.

В первую очередь из ОАО "РЖД" будут выделены компании, которые займутся пригородными пассажирскими перевозками, пассажирскими перевозками дальнего следования, ремонтом технических средств и производством запасных частей, транзитными, рефрижераторными перевозками и т.д. Они будут создаваться либо как подразделения ОАО "РЖД", либо в форме дочерних открытых акционерных обществ с участием региональных или муниципальных властей. Тем не менее, в области пассажирских перевозок не закрыт путь и для создания частных компаний. Пресс-служба МПС, распространившая информацию о перспективах создания конкурентной среды в данной сфере, приводит слова министра путей сообщения Геннадия Фадеева: "У нас уже сейчас существует достаточно большой спрос независимых компаний на организацию перевозок по ряду направлений, особенно по маршруту Москва - Санкт-Петербург".

Предполагается, что основным условием получения частной компанией лицензии на пассажирские перевозки, будет обязательство обеспечивать не только доходные, но и нерентабельные, социально значимые перевозки. По словам Г.Фадеева, "железные дороги сегодня являются единственным средством передвижения для людей с низким уровнем доходов" и "мы не можем решать проблемы отрасли за счет пассажира". "Мы не можем отдать другим компаниям только "престижные" рентабельные направления пассажирских перевозок, - сказал министр. - Должны быть равные условия, как для новых перевозчиков, так и для компании ОАО "РЖД".

В качестве примера первых успехов частных компаний в области железнодорожных пассажирских перевозок, пресс-служба министерства указала на опыт ОАО "Экспресс-пригород"- первой российской частной компании пригородных пассажирских перевозок, созданной в мае 1998 года в Новосибирске. Экспресс Новосибирск-Омск, назначенный на маршрут с 30 апреля 2003 года, к настоящему моменту уже практически стал рентабельным. Сравнительный анализ данных за 6 месяцев 2003 года с экспрессом, назначенным ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога" по этому же маршруту, в это же время показывает, что населенность частной электрички достигает 90%, в то время как государственная заполняется только на 65% при равной стоимости билетов. Таким образом, опыт организации пригородных пассажирских перевозок, - самого убыточного вида перевозок, частной компанией оказался успешным и показывает, что создание частных пассажирских компаний, предусмотренное на втором этапе реформирования железнодорожной отрасли, может быть перспективным и прибыльным.