Причиной снижения цен на бензин до прошлогодних отметок стало выступление премьер-министра Владимира Путина на совещании, посвященном результатам работы ТЭК в минувшем году, пишет сегодня, 28 февраля, "Комсомольская правда".

"Если взять среднестатистическую российскую семью из 4 человек со средним доходом 17 тысяч рублей в месяц, то, если в этой семье есть машина, мы увидим, что около 10% семейного бюджета тратится на бензин. Разве это возможно? На мой взгляд, здесь нужна четкая линия государства", - заявил "Известиям" президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. По его словам, стоимость бензина сегодня становится все больше социальной проблемой, поскольку для большинства россиян машина давно уже стала не роскошью, а средством заработка.

Впрочем, отмечает "Комсомолка", немалую роль здесь сыграло и понимание высокой степени социальной ответственности бизнеса крупными нефтяными компаниями. Но, как предупреждают эксперты, в условиях снижающихся цен на бензин автолюбителям необходимо быть особенно разборчивыми при выборе заправок.

"Стоимость бензина в нашей стране - величина не сугубо экономическая, - полагает "КП". - Судите сами: с 15 по 22 февраля 2011 года инфляция составила 0,2%. Тем временем за тот же период цены на автомобильный бензин снизились на 3%, фактически вернувшись к уровню ноября 2010 года. И это без учета поднявшихся ставок акциза, выросших тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и значительного, на 26,8%, увеличения мировых цен на нефть. Признают наличие особых факторов ценообразования и сами нефтяники: сегодня цены на своих заправках снизили все крупные нефтяные компании. К примеру, компания ТНК-ВР в течение нынешнего февраля снизила розничную цену бензина Аи-92 и Аи-95 в среднем на один рубль, а дизельного топлива - на 1,8 рубля. Также заметно упали отпускные цены на топливо у "Роснефти" и "ЛУКОЙЛа".

"Поставки дизельного топлива зимнего осуществлялись ТНК-ВР в период с октября по декабрь 2010 года только на внутренний рынок - из общего объема производства в 445,8 тысячи тонн на внутренний рынок было поставлено 445,3 тыс. тонн, а на экспорт направлено 0,5 тыс. тонн (0,1%). Поставки на внутренний рынок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 21%", - говорится в письме компании ТНК-ВР. Кроме того, напоминает "Российская газета", ТНК-ВР удалось сдержать рост цен на российских АЗС. "ТНК-ВР увеличила цены на АЗС на дизельное топливо, как следствие роста крупнооптовых цен, но не на 10 400 рублей за тонну, а только на 5900. Компания сдержала рост цен на АЗС в регионах, проявив социальную ответственность и потеряв часть рентабельности в данном канале сбыта", - указывается в письме компании.

"Для ТНК-ВР социальная ответственность - не только своевременная выплата всех налогов в федеральный и региональный бюджеты, а это огромные суммы, но и помощь социально незащищенным жителям территорий, где работают наши подразделения, - отметили "Известиям" в руководстве ТНК-ВР. - Только за 2010 год социальные инвестиции компании превысили 1,4 млрд рублей". Все более социально ориентированной оказывается и ценовая политика нефтяников, подчеркивает издание. Так, с 7 по 18 февраля литр бензина Нормаль-80 на АЗС подешевел на 0,53 рубля, Регуляр-92 - на 0,97 рубля, Премиум-95 - на 0,79 рубля. В частности, ТНК-ВР в феврале снизила розничные цены на зимнее дизельное топливо в среднем на 1,6-1,8 рубля за литр, а также розничные цены на бензин Аи-92 и Аи-95 в среднем на 1 рубль.

"Мы как никто другой понимаем важность обеспечения потребителей качественным топливом и поддержки прежде всего сельского хозяйства - ключевой отрасли для экономики страны", - отмечают в руководстве ТНК-ВР. В частности, отмечает "Российская газета", - по итогам прошлого года только в Саратовской области предприятиям АПК удалось сэкономить более 250 млн рублей, благодаря льготным поставкам топлива ТНК-ВР. "А в масштабах страны наша помощь сельхозпроизводителям составила около 900 млн рублей", - подсчитали в ТНК-ВР.

"Вслед за лидерами новые ставки приняли середнячки, - пишет "КП". - Понятно, что падение стоимости бензина и солярки на разных заправках было неравномерным. Впрочем, гнаться за слишком уж явной дешевизной все же не стоит - эксперты предупреждают, что неправдоподобно низкая цена, как правило, говорит о низком качестве продукта. Все специалисты рекомендуют заправляться на проверенных АЗС компаний-мейджоров. Ведь постоянное использование левого бензина, как утверждают автомеханики, сокращает срок службы двигателя в три раза. Как заметил на днях главный редактор журнала "За рулем" Игорь Моржаретто, выступивший в эфире радиостанции "Вести FM", на столичных заправках достаточно строго следят за качеством бензина, а вот в регионах можно нарваться на откровенный обман. "Я был в Самаре, смотрю, стоят заправки какие-то странные, где цена бензина в районе 18 рублей, правда, надо сказать, очереди у них тоже не наблюдалось, - рассказал эксперт. - Вы же понимаете, что не бывает бесплатного сыра в мышеловке".

"Черные списки" заправок, торгующих некачественным бензином, можно найти на интернет-форумах. Определить лучшие места для заправки еще проще. В свое время столичные власти решили поощрить производителей хорошего топлива и выдали АЗС, где продается качественный бензин, знак добровольной сертификации. Но лучше, не тратя времени на поиск поистрепавшихся наклеек, заправляться на станциях крупных нефтяных компаний, - уверено издание. - Расчет здесь прост. Как отмечает журнал "Автопилот", некоторые заводы практикуют переделку 92-го бензина в Аи-95, используя для этого метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Стандартами такая присадка не запрещена. Но теплотворная способность МТБЭ на 20% ниже, чем у бензина, а потому машина на такой смеси будет немного... "задумчивой". Крупные производители, как правило, такими добавками не злоупотребляют. А потому риск залить "коктейль" на их заправках сведен к минимуму. Неудивительно при этом, что даже в условиях роста цен спрос на топливо тяжеловесов планомерно увеличивался. "Поставки зимнего дизельного топлива ТНК-ВР с октября по декабрь 2010 года осуществлялись только на внутренний рынок - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они увеличились на 21%", - сообщили в компании. Ну а в этом феврале спрос на высококачественный дизель и вовсе зашкалил. Нехитрые правила выбора надежного источника топлива работают при любой рыночной конъюнктуре. Нынешнее падение цен на нефтепродукты - свершившийся факт. Но ждать дальнейшего снижения цен, по мнению экспертов, не стоит. Волнения в арабском мире, начавшийся подъем мировой экономики толкают вверх стоимость барреля нефти. А вслед за ним - по закону сообщающихся сосудов - увеличиваются отпускные цены российских НПЗ. К тому же нужно помнить о том, что именно нефтянка сегодня обеспечивает более половины доходной части госбюджета. А потому низкорентабельную нефтяную промышленность наше государство просто не может себе позволить".

"Тем не менее, - подчеркивает "Комсомолка", - эксперты убеждены, что рост цен на топливо - явление неизбежное, которое прекрасно могут контролировать и сами нефтяники. Цифры свидетельствуют о том же: скажем, по итогам прошлого года инфляция в нашей стране составила 8,8%, в то время как рост цены на бензин - всего 6,5%. "Мы, как никто другой, понимаем важность обеспечения потребителей качественным топливом и поддержки прежде всего сельского хозяйства - ключевой отрасли экономики страны", - отметили в руководстве ТНК-ВР.

"Мировые процессы приводят к тому, что цена нефти не снижается, соответственно и объективных причин для дальнейшего снижение цены на нефтепродукты нет", - отметил в интервью "Известиям" уверен директор Русского топливного агентства Сергей Цукасов. Так, в четвертом квартале прошлого года розничные цены на нефтепродукты росли, несмотря на существенное увеличение нефтяниками поставок на российский рынок. Например, рост реализации нефтепродуктов ТНК-ВР на внутреннем рынке в этот период составил 700 тысяч тонн (более 25%) против аналогичного периода 2009 года.

С ним согласен президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша: "У нас приняты изменения в Налоговый кодекс, которые устанавливают индексацию и увеличение акцизов ежегодно в течение нескольких лет. В 2011 году к акцизам добавляют еще 1 рубль за литр. Плюс на акциз накручивается НДС. Это приводит к тому, что у нас в этом году на 2 тысячи рублей за тонну увеличилась нагрузка на бензин и дизтопливо. И увеличение будет еще в 2012 и 2013 годах. Поэтому неизбежно цены будут расти". По мнению Геннадия Шмаля, такая налоговая политика обусловлена исключительно тем фактом, что нефтяная отрасль дает до 55% доходов государственного бюджета.

Другой фактор, оказывающий влияние на ценообразование на топливо внутри страны, - цены на мировых рынках. "Сейчас действительно можно говорить о снижении цен на бензин, но не будем забывать, что наш рынок - это сообщающиеся сосуды с западным рынком, - отметил Сергей Цукасов. - И нефтяные котировки имеют тенденцию к повышению, но уж никак не к снижению. Соответственно и у нас нет никакого тренда к снижению, особенно, учитывая разницу между нашим рынком и зарубежными на транспортное плечо, на акциз, на тарифы, на экспортную пошлину". Все дело в том, что для внутреннего рынка в России используют котировки мировых бирж. "К сожалению, внутри страны мы не котируем нефть, а берем ту котировку, которая есть на мировых сырьевых биржах. Хотя и у себя внутри мы могли бы развивать биржевую торговлю - это тот инструмент, который позволил бы ориентироваться в ценообразовании", - считает Геннадий Шмаль.

"Итак, - резюмируют "Известия", - с одной стороны, от нефтяной отрасли ожидают все больших поступлений в госбюджет, с другой - цены на бензин, ставший сегодня, по сути, социально значимым товаром, не могут формироваться исключительно из рыночных предпосылок. Не стоит забывать и о том, что нефтяные компании, помимо бюджетных отчислений, также и самостоятельно финансируют ряд социальных программ или финансово участвуют в развитии тех или иных регионов. "ТНК-ВР ежегодно инвестирует миллиарды рублей в развитие регионов, где работает компания, а это и Сибирь, и Оренбург, и Центральная Россия", - отмечают в руководстве компании. "Сегодня выходит, что все остальные отрасли промышленности, а их больше 100, все вместе дают лишь 45% бюджетных поступлений. Разве это правильно? Надо расширять налооблагаемую базу, создавать рабочие места", - констатирует Геннадий Шмаль.

Эксперты уверены, что на фоне продолжающегося снижения цен на топливо тем более актуально выглядит вопрос о качестве продукции, предлагаемой потребителям. "ТНК-ВР вкладывает сотни миллионов долларов в развитие производства, чтобы дать потребителю топливо, соответствующее европейским экологическим нормам, - отмечают в компании. - Мы планируем инвестировать более 600 млн долларов в модернизацию НПЗ компании в Рязани, вложить более 300 млн долларов в новые проекты на Саратовском НПЗ - и это только часть крупномасштабной программы, принятой в компании".