Рассуждения о введении в Татарстане либерального или авторитарного шариата вызывают недоумение хотя бы потому, что это преподносится как проект, запланированный на ближайшее будущее.

Напомним, в недавнем интервью ИА REGNUM руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев заявил, что в Татарстане наблюдается сближение позиций радикальных исламистов и сторонников традиционного ислама, которых "роднит стремление шариатизировать общество" и признать ислам "первостепенным регулятором общественных отношений". По его мнению, "разница пока только в форме проявления" (в отличие от республик Северного Кавказа).

Картину дальнейшей исламизации Татарстана нельзя рассматривать по плану запрещенной в России партии "Хизб ут-Тахрир", считает Гереев - "скорее всего, это будет либеральный шариат, то есть бурное развитие мусульманской мысли с учетом демократических ценностей, очень близкое к исламу Турции". "Все направления мусульманской религии стремятся к установлению своего порядка, и шариат при этом - его обязательный атрибут, - указал эксперт. - Отличие Татарстана от Северного Кавказа в том, что в нем господствует европейская модель ислама, которую молодежь называет не боевым исламом. Эта же модель присутствует и в соседней Башкирии. Данная модель поэтапно вытесняется более жесткой, в трактовке северокавказского ислама".

Дагестанские реалии, когда о необходимости введения религиозно-правовой системы одной конфессии на полном серьезе пишут светские СМИ, к счастью, не находят отклика в Поволжье (за исключением ресурсов фундаменталистов, что вполне объяснимо). Даже если гипотетически рассуждать о введении шариата в некоторых республиках России, становится очевидно, что российское правовое поле хотят подменить другим. Представим, что человек совершил преступление: его будут судить по российским законам или по шариату?

Или возьмем другую ситуацию: если мусульманин и не мусульманин совершают два одинаковых по степени тяжести преступления, то как будут судить каждого - по шариату или по российским законам? Ведь на средневековом мусульманском Востоке шариат распространялся не только на мусульман, но и на не мусульман. Если мы и дальше будем идти в этом русле, то докатимся до того, что в Дагестане, если там введут активно лоббируемый кем-то шариат, евреев и русских обяжут платить "налоги для неверных" - джизью и харадж. Многие ли из них этого хотят?

Шариат воспринимается традиционным татарским духовенством как индивидуально и добровольно выбранный религиозный образ жизни в соответствии с исламскими морально-этическими нормами, что не запрещается и не противоречит Конституции России или другим законам светского государства. Разве в Татарстане запрещено пять раз в день молиться, поститься, соблюдать халяльное питание, совершать хадж, носить платок? Это никому не запрещено.

Соглашусь с Гереевым, что в Поволжье появились сторонники нетрадиционных для татарского народа течений зарубежного ислама фундаменталистского толка, заинтересованных в превращении Татарстана в копию Дагестана. Они так же, как и северокавказские салафиты ведут пропаганду необходимости введения пока, может быть, отдельных норм шариата, но с перспективой распространения на все общество. Ведь нельзя ввести шариат как правовую систему на четверть или наполовину, его можно вводить только целиком, - так мыслят фундаменталисты.

Любые рассуждения по поводу введения шариата частично или полностью, в либеральной его разновидности или в авторитарной, должны прекратиться, поскольку носят провокационный характер, внушая мысль, что законы светского государства носят заведомо отрицательный характер. Государство не запрещает мусульманам жить в соответствии с исламом.

Разговоры о введении шариата еще больше отделяют мусульман от остальной части российского общества, зачастую противопоставляя себя ему, чего и добиваются салафиты. Нужно просто научиться ценить светскость российского государства как данность, что никак не мешает мусульманину оставаться мусульманином. Вряд ли бы те же шариатофилы хотели бы, чтобы в России был введен Домострой как обязательный образ жизни для всех ее граждан, а юридическая система светского государства сменилась бы на православно-религиозную.

Руслан Гереев прав только в том, что часть татарской молодежи действительно попадает в некоторые весьма специфические мусульманские лагеря, возвращаясь оттуда ярыми сторонниками фундаментализма. Вот здесь-то государству и обществу и необходимо сделать так, чтобы татарская (да и кавказская) молодежь была ограждена от влияния радикал-исламистов. Ведь если этого не сделать сейчас (жаль, что этого не начали делать раньше), то Россия как государство не сохранится.