Парламенты Молдавии и Румынии создадут совместную "комиссию по европейской интеграции", которая займется "гармонизацией молдавского законодательства с европейским". Об этом заявил на пресс-конференции по итогам состоявшегося 13-16 февраля официального визита в Кишинев председатель Комиссии по внешней политике сената Румынии Титус Корлэцян, передает корреспондент ИА REGNUM. По словам сенатора, комиссия начнет свою работу уже в этом году.

Титус Корлэцян оптимистично высказался о перспективах европейской интеграции Молдавии. По его словам, в Евросоюзе сегодня "есть реальный политический интерес, связанный с некоторыми успешными проектами". "В настоящее время Республика Молдова показывает самые положительные результаты в рамках "Восточного партнерства" среди всех шести государств-партнеров", - добавил румынский политик. В связи с этим он пообещал, что Бухарест будет настаивать на том, чтобы Соглашение об ассоциации между Молдавией и ЕС "давало Кишиневу надежду на присоединение к Евросоюзу".

В свою очередь председатель Комиссии по внешней политике молдавского парламента Игорь Корман особо остановился на перспективе либерализации визового режима для граждан Молдавии в ЕС. По его словам, ожидания от соответствующего документа в Кишиневе очень велики. По словам Кормана, если Молдавия и впредь будет добиваться успехов в рамках "Восточного партнерства", то у Кишинева есть шансы достичь своей цели уже к концу 2012 года. В то же время молдавский парламентарий добавил, что либерализация визового режима будет зависеть и от политической воли в европейских столицах, и в первую очередь в Брюсселе.

Председатель Комиссии по внешней политике сената Румынии Титус Корлэцян также затронул тему политического кризиса в Молдавии. По его словам, для успешного хода европейской интеграции, Молдавии необходимо добиться политической стабильности, для чего необходима "политическая зрелость, как со стороны власти, так и со стороны оппозиции". Корлэцян также отметил, что "раньше Кишинев выставлял на стол переговоров Базовый договор, который исходит из логики "холодной войны". По его словам Бухаресту и Кишиневу не нужен такой устаревший договор, поскольку "важно лишь то, что внедряется". В свою очередь Игорь Корман согласился с тем, что Базовый договор стал "яблоком раздора" между двумя странами, и отметил, что Кишинев не может принуждать Румынию к подписанию документа.

Справка ИА REGNUM: Переговоры по базовому политическому договору и соглашению о государственной границе Молдавия и Румыния безуспешно вели с 1995 года. При этом официальный Кишинев на протяжении всех этих лет выступал за скорейшее подписание данных документов и называл отсутствие данных соглашений главным препятствием для нормализации отношений между странами. В свою очередь, президент Румынии Траян Бэсеску неоднократно заявлял, что Бухарест не усматривает необходимости в подписании договора о границе и базового договора с Молдавией, поскольку данный формат документов, по его мнению, является "устаревшим", а также, что подписание этих документов сделает его "партнером Молотова и Риббентропа". Одним из результатов пакта Молотова-Риббентропа стало возвращение СССР Бессарабии, оккупированной Румынией с декабря 1917 по июль 1940 года.

Тем не менее, после состоявшегося в октябре 2010 года визита в Бухарест канцлера Германии Ангелы Меркель, указавшей Бухаресту на необходимость подписания договора о границе с Молдавией, премьер-министр Молдавии Владимир Филат и глава МИД Румынии Теодор Баконски 8 ноября подписали Договор о режиме государственной границы, сотрудничестве и взаимопомощи в приграничных вопросах. В то же время в Бухаресте заявили, что подписание договора о границе не означает признания этой границы, однако под давлением Франции, пригрозившей закрыть для Румынии путь в Шенген, Бухарест все-таки заявил о признании границы с Молдавией, что, однако, не убедило Францию, Германию, Нидерланды и Финляндию, которые потребовали отсрочки вступления Румынии в Шенген. В самой Молдавии договор сразу же после его подписания был назван представителями противоположных политических лагерей юридически неполноценным, неконституционным, техническим соглашением, а статус подписантов не соответствующим соглашению подобного уровня. В молдавских СМИ, в частности, фигурировало определение "предвыборная филькина грамота".