Тарифы на газ на внутреннем рынке Армении определялись в результате "тщательного экономического расчета" и с учетом опыта других стран, схожих с ней по своим экономическим критериям. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом на пресс-конференции 15 февраля заявил министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян, комментируя тот факт, что республика закупает 1 тыс кубометров газа у России за $180, а на внутреннем рынке реализует его населению по цене $340 за тот же объем, а крупным предприятиям - за $243,13.

"Мы велосипед не придумывали, мы использовали модели других стран, которые по экономической структуре, количеству населения соразмерны с Арменией. Мы использовали модель, которая была признана лучшей, ничего нового мы не вносили. Является ли такая разница (маржа - ред.) нормальной или нет, это уже другая сторона вопроса. Наша система рассчитана сегодня на перевозку и распределение больше чем 1,5-2 млрд. кубометров газа, то же самое касается электроэнергии",- заявил Мовсисян, добавив, что действующий тариф "не взят из воздуха", а является результатом тщательных экономических расчетов. Он также отметил, что освобождение от уплаты НДС при импорте газа также не позволит снизить высокие тарифы для конечных потребителей.

Ранее, председатель Комиссии по регулированию общественных услуг Армении Роберт Назарян на обсуждениях в парламенте Армении 10 февраля заявил, что если депутаты не хотят, чтобы цена на газ для конечных потребителей повысилась, то пусть на законодательном уровне освободят импортера газа - компанию "АрмРосгазпром" - от НДС.

Отметим, что согласно договору о поставках российского газа в Армению, с 1 апреля 2009 года стоимость газа для Армении на границе составляла $154 за 1 тыс. куб.м с учетом НДС вместо действующих ранее $110. А с 1 апреля 2010 года цена на газ на границе составляет $180 вместо предусмотренных ранее $200 за 1 тыс. куб.м. Решением Комиссии по регулированию общественных услуг Армении (КРОУ), с 1 апреля 2010 года для населения плата за один кубометр потребляемого газа повышена на 37,5% до 132 драмов ($0,34) против действовавших 96 драмов ($0,25). Для предприятий, использующих более 10 тысяч кубометров в месяц, тариф вырос на 13% - до $243,13 за каждую тысячу кубометров потребляемого газа вместо прежних $215. Таким образом, "АрмРосгазпром", являющийся эксклюзивным поставщиком газа в Армению и монополистом на внутреннем рынке, закупает газ у России за $154 за 1 тыс. куб.м, а на внутреннем рынке реализует его населению по цене $340 за тот же объем, а крупным предприятиям - за $243,13.

Между тем, Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" намерена к марту 2011 года возобновить усилия по созданию в парламенте временной комиссии, которая бы занялась вопросами газового ценообразования и газоснабжения. Такое решение партии связано с ожидаемым подорожанием цены на российский газ. Член АРФД Ара Нранян обратил внимание корреспондента ИА REGNUM на тот факт, что Молдавия, покупающая российский газ дороже, чем Армения, реализует его населению значительно дешевле, чем это делается в Армении. Маржа газовой компании в Молдавии составляет всего $40 (25%). В то же время, как пояснил депутат, высокий внутренний тариф, установленный для потребителей газа в Армении, имеет и объективные причины. В частности, по его словам, таковой причиной является 95%-ая газификация страны, что несомненно влияет на цену, поскольку приходится содержать длинный газопровод, но при низком потреблении газа в селах. Что же касается субъективных факторов, то Нранян напомнил о тех вопросах, которые АРФД направила правительству в 2010 году, но не получила всеобъемлющего ответа до сих пор.

В своем обращении АРФД указывал на тот факт, что, по официальным данным, весь процесс газоснабжения в Армении осуществляют две компании - ЗАО "АрмРосгазпром" (80% - "Газпром", 20% - правительство Армении) и ООО "Трансгаз" (100% акций которого принадлежат "АрмРосгазпрому"). "Первая осуществляет импорт, распределение и поставку природного газа, а также регулирует сферу, а вторая - перевозку газа с границы республики до распределительных компаний и эксплуатацию подземных хранилищ. В результате этого действует сложный комплекс тарифов: годовая величина прибыли компаний исчисляется по отдельности, что сказывается на прозрачности всей системы", - говорится в обращении.

"Дашнакцутюн" также напоминает, что разъясняя причины повышения цен на газ от 25 февраля 2010 года, "АрмРосгазпром" заявлял о 20%-ом сокращении объемов потребления.

Главный вопрос, на который АРФ "Дашнакцутюн" хотела бы получить ответ - это причины и обоснования существования, необходимость создания отдельно от "АрмРосгазпрома" компании ООО "Трансгаз". Депутаты также спрашивали, был ли проведен аудит этих компаний. Среди других вопросов: чем объясняется сокращение объемов потребления газа крупными потребителям, какими механизмами правительство Армении может гарантировать соответствие объемов и качественных показателей поступающего в страну газа заявленным показателям, используется ли газоизмерительная станция, установленная в селе Кохб, стоимость которой составляет 1,5 млн. евро.

Парламентариев также интересовал вопрос о том, когда была начата эксплуатация газопровода Иран-Армения, по какой цене, по каким механизмам импортируется иранский газ и каким образом он расходуется (отметим, что на вопрос об объемах поставленного из Ирана в 2010 году газа ИА REGNUM не смогли ответить ни в компании "АрмРосгазпром", ни в министерстве энергетики Армении - ред.). В целом, в обращении к правительству АРФ "Дашнакцутюн" выдвинула 11 групп вопросов, но ответов на них так и не получила, поэтому и было принято решение инициировать создание временной парламентской комиссии, которая займется изучением механизмов формирования тарифов на газ.

Отметим, что газ в Армению поступает по двум магистралям - из России через Грузию и из Ирана. Иранский газ не предназначен для продажи на внутреннем рынке. В соответствии с армяно-иранскими соглашениями, Армения должна возвращать ИРИ 3 кВт/час электроэнергии за каждый кубометр газа.