При существующей в Латвии демографической тенденции приток иммигрантов из стран Востока неизбежен, считает руководитель Центра изучения Азии Латвийского университета Леон Тайванс. Латвии требуется азиатская модель интеграции, когда языком межнационального общения служит английский язык, заявил он. "Латвия становится пустой страной, а природа не терпит пустоты. И совершенно ясно, что здесь кто-то будет жить. Латвии куда легче интегрировать русских и русскоговорящих украинцев, белорусов, даже татар. Как-никак с XIII века бок о бок живем. Жизнь заставит", - сказал Тайванс.

При этом эксперт считает подход к интеграции нацменьшинств, предложенный министром культуры Сармитой Элерте ("Единство"), нежизнеспособным: "Схема Элерте и Ко интегрировать русских на основе ассимиляции - это полный идиотизм! Вот у десятков миллионов французов имеется определенная критическая масса для ассимиляции. И то Франция едва справляется с этой задачей, проглатывая свои 5% азиатских эмигрантов с колоссальным трудом! [...] Копировать Латвии французскую модель, что предлагает Элерте, - это верх глупости и маразма. Во-первых, у нас нет такой критической массы латышей. Во-вторых, отчетливо двухобщинное общество уже сложилось. При этом экономический вес русского населения заметно больше, потому что это исконно городское население, занятое в основном в бизнесе и в сферах производства, транспорта, городского строительства. Латыши заняты в основном в сельском хозяйстве, образовании, культуре. В экономическом смысле "латышские" отрасли - слишком малозначимы".

Латвии нужна третья модель - азиатская, считает Тайванс: "Индия, Пакистан, Таиланд, Бирма, Сингапур, Индонезия - многонациональные государства. В Индии одних только государственных языков более десяти. И вот эти страны находят для себя общий язык-посредник совершенно в другой языковой группе". В качестве такового Сингапур, Индия и Филиппины, например, выбрали английский язык, отметил эксперт. По его словам, латышский и русский языки - это языки собственного гетто: "[Латышский язык] никому не нужен и ничего не может: ни мировая литература, ни научные труды для Латвии недоступны, потому и доходит в весьма ограниченном количестве. Русский, увы, тоже язык гетто. И гетто это разрастается. Я часто езжу в Москву, читаю лекции в вузах и скажу откровенно: российское высшее образование деградирует, и одна из причин - русское гетто. До сих пор людей заставляют учить то, что никогда в жизни не пригодится. Нельзя забивать людям голову всякой дрянью. Это особенно нужно учесть в Латвии. Уже лет 20 ратую за то, чтобы в наших школах дети учились на трех языках - чтобы были предметы на русском, латышском, английском, независимо от того, русская это школа или латышская. Все три языка должны быть в ходу".

"Идеологическая зашоренность характерна для постколониального мышления - во всех колониях так всегда было: и в Индонезии, и в Алжире, и в Латвии", - подчеркивает эксперт. Апелляцию к национальным инстинктам латышей со стороны латышских политиков он объясняет исключительно их политическими интересами и стремлением удержаться у власти. С начала 1990-х годов латвийские политики подстраивают себя под самые низменные инстинкты толпы, утверждает Тайванс.

Леон Габриэль Тайванс (1944) - профессор, востоковед, руководитель Центра изучения Азии Латвийского университета. Является приглашенным лектором в ряде вузов мира, включая МГИМО. Окончил Институт восточных языков МГУ, там же защитил докторскую диссертацию. Занимал должность ученого секретаря в Институте востоковедения АН СССР в те годы, когда его возглавлял Евгений Примаков (1977-1985).