На заседании Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга большинством голосов члены Совета проголосовали против того, чтобы памятник архитектуры федерального значения - здание Конногвардейского Манежа, где ныне располагается Центральный выставочный зал "Манеж" было полностью "упаковано" в черную ткань на время выставки "Гении и шедевры" с 20 июня по 20 июля 2011 года. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, сегодня эту идею "упаковки" представили на Совете авторы проекта Татьяна Алексеева и Сергей Давитая из ООО "Продюсерский центр "Синемафоника". Алексеева сообщила, что выставка должна пройти в рамках проекта "Санкт-Петербург - культурная столица мира" и должна быть посвящена "проблеме гения и определению шедевра". Центральным объектом выставки и должен быть, по замыслу организаторов "Квадроманеж" - объемная модель "Черного квадрата" Казимира Малевича: все здание будет заключено в леса и обтянуто полностью черной баннерной тканью, а сверху - черной сеткой. Парные скульптуры Диоскуров "будут в виде черных парралелепипедов". Ширина сооружения - 44 метра, высота 20 метров и длина 137. Вход в здание собственно на выставку также будет непростым: "Через отверстие Пуанкаре по методу Перельмана", внутри же, где, собственно, будут пребывать шедевры современных гениев, освещения не предусмотрено - зрители будут ходить с фонариками, чтобы рассмотреть, что представили гении. А "с улицы" Манеж будет являть собой абсолютно черный параллелепипед.

Председатель КГИОП Вера Дементьева отметила, что "упаковка" исторических сооружений - дело у современных художников не новое - с этой идеей американский художник болгарского происхождения Христо Явашев "носится" с шестидесятых годов минувшего века. Художник "упаковал" уже Рейхстаг в Берлине и мост Пон Неф в Париже, и еще воплотил целый ряд подобных проектов, причем готовился к ним долгие годы. Характерно, что на "упакованный" Рейхстаг тогдашний канцлер Гельмут Коль даже не пришел посмотреть, а решение об акции принималось на государственном уровне путем голосования. А в Санкт-Петербурге, как подчеркнула Дементьева, "упакованным", но для абсолютно утилитарных целей - целей реставрации сейчас является Морской собор в Кронштадте.

Из всех членов Совета идею поддержал лишь заместитель директора института "Спецпроектреставрация" Михаил Мильчик. По его мнению, эта "несколько скандальная идея вызовет у огромного числа петербуржцев ощущение шока, это эксперимент, который позволит ответить на вопрос - что было бы, если бы мы внедрили в исторические ансамбли Санкт-Петербурга формы современной архитектуры". Вытерпеть шок, длящийся месяц, возможно!". Категорически не согласился с коллегой по Совету председатель Санкт-Петербургского отделения ВООПиК Александр Марголис: "За последние 10 лет городская общественность непрерывно испытывает шок - то от возможности 400-метрового "Охта-центра", то от "Стокманна", выдавать этот черный сундук за интерпретацию Малевича - это разнузданный стеб, карикатура". Архитектор Никита Явейн тоже категорически против "Квадроманежа" - мало того, что здание будет превращено в черный параллелепипед в самый сезон белых ночей, так будет нарушена вся композиция Дворцовой - Исаакиевской -Сенатской площадей. Против и представители Союза реставраторов - они видят сложную техническую проблему в создании в короткие сроки такой упаковки. Археолог Олег Иоаннесян находит художественную концепцию интересной, но не для центра Санкт-Петербурга: "мы можем создать прецедент, одобрив это, и другим тоже понравится - начнут такое сооружать с завидной периодичностью!".