Грузинская сторона дает "добро" Турции на строительство мечети в Батуми. Как, согласно грузинским СМИ, заявил министр культуры Грузии Ника Руруа, "этот шаг должен быть предпринят для того, чтобы спасти находящиеся на турецкой территории грузинские культурные памятники". Что касается соглашения, то Руруа заявляет, что его условия станут известны общественности после того, как оно будет подписано турецкой стороной.

Между турецкой и грузинской правительственными комиссиями оформлен протокол, согласно которому Турция планирует реабилитировать 3 и построит одну мечеть в Грузии, а грузинская сторона получит возможность реабилитировать 4 древнейших грузинских храма на территории Турции. Речь идет о находящихся на территории древнего Тао-Кларджети церквей Хандзта, Ошки, Ишхани и Отхта. Турецкая сторона реабилитирует мечети в Самцхе-Джавахети и Ахалцихе, а также в Кобулетском районе, построит сгоревшую в 1940 году мечеть и восстановит турецкую баню в Батуми.

"Здесь речь идет об армянских халкидонских монастырских комплексах, таких как Ошк, Ишхан и Банак, находящихся на территории исторической провинции Большого Айка - Тайк (северо-восток Турции, - ред.)", - сообщил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM армянский эксперт по историческим памятникам Самвел Карапетян.

По его словам, вопрос монастырских комплексов сейчас находится в плоскости отношений между Турцией и Грузией, и на государственном уровне Армения не может ничего сделать, поскольку не имеет дипломатических отношений с турецкой стороной. "Если что-то можно сделать, то только через международные организации", - подчеркнул он.

"Я не знаю ни о какой мечети в Самцхе-Джавахети, в частности в Ахалкалаки или вблизи старой крепости Ахалкака. Там нет никакой мечети, которую якобы хотят восстановить. В этой крепости, после ее взятия персами, была построена персидская баня. Если имеется виду это, то она была персидской баней, а не мечетью. Это историческая крепость Джавахка, и если существует вопрос ее восстановления, то какое имеют к этому отношение грузины? Там нет мечети, эта новость для нас сенсация", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM сопредседатель действующей в Самцхе-Джавахети незарегистрированной партии "Вирк" Давид Рстакян.

Он также затруднился ответить на вопрос о том, является ли восстановление или строительство грузинским правительством мусульманских мечетей в Джавахети созданием культурной основы для возвращения туда турков-месхетинцев, отметив, что ничего не может об этом сказать, так как если у грузинских властей такие планы есть, то они не обсуждаются с жителями Джавахети. "Я ничего об этом не знаю, и, по большому счету, им есть над чем подумать, поскольку мы на этой земле жили, живем и будем жить", - подчеркнул он.

Как заметил Рстакян, если вдруг в крепости Ахалкака начнется строительство мечети, то реакция жителей Джавахети будет очень негативной. "Я не могу сказать, каким образом будет проявляться эта реакция, выйдут ли люди протестовать на улицы, но то, что реакция будет негативной - это точно", - подчеркнул сопредседатель партии "Вирк".

По этому поводу свое мнение выразил также депутат армянского парламента от фракции Республиканской партии Армении, председатель земляческого союза "Джавахк" Ширак Торосян, который заметил, что Самцxе-Джаваxети - довольно широкое понятие. "Турки-месxетинцы в свое время уехали из Самxце, и в этом плане может быть в Самцxе существуют мусульманские мечети, которые Турция хочет восстановить. В самом же Джаваxке мусульманских мечетей не было и нет, поскольку там мусульман как таковых не было", - подчеркнул депутат. Вместе с тем, Торосян считает вызывающим беспокойство тот факт, что грузинское правительство перед Советом Европы взяло обязательно вернуть турок-месxетинцев не только в Самцxе, но и в Джаваxк, и в этом плане строительство мечети может создать основу для заселения месxетинцев.

Однако, по словам Торосяна, грузинское правительство вряд ли разрешит строить в Джаваxке мечеть, поскольку это будет считаться вражеским шагом не только против жителей Джавахка, но и против всего армянства и Армении. "Это уже будет считаться политикой вытеснения армян из Джаваxка и сменой армянского элемента турецким, что ни что иное, как враждебный в отношении Армении шаг", - подытожил он.

Как ранее сообщило ИА REGNUM, Патриархии Грузии непонятны переговоры, которые ведет правительство страны с властями Турции по вопросу восстановления грузинских храмов на территории соседнего государства и мусульманских мечетей в Грузии.

В распространенном Патриархией Грузии специальном заявлении правительству напоминают, что, согласно грузинскому законодательству, церковь является юридическим лицом публичного права, владельцем которого является Грузинская Православная церковь. Государство же обязано вести переговоры по вопросам собственности находящихся за рубежом грузинских храмов и монастырей. Исходя из этого, в Патриархии считают, что список представленных турецкой стороне для восстановления церквей и условия должны были быть предварительно согласованы с Патриархией Грузии, чего правительство не сделало. Непонятен и принцип, по которому будут восстановлены грузинские храмы. Согласно распространенной информации, в Турции должны быть реставрированы четыре грузинских церкви, а на территории Грузии - четыре мечети и одна баня. Патриархию удивляет как сам принцип обмена, так и неравные для грузинской стороны условия - 4 к 5. Более того, те церкви, восстановления которых просит правительство Грузии у Турции, по мнению Патриархии, могли быть реставрированы и под эгидой ЮНЕСКО, а вести переговоры следовало о восстановлении совсем других храмов.

Отметим, что до сих про правительство Грузии отказывается дать юридический статус Грузинской епархии Армянской апостольской церкви. Она сейчас действует в Грузии в качестве общественной организации. Все призывы и заявления армянской стороны по этому поводу пока что не увенчались успехом. Более того, заместитель министра иностранных дел Грузии Александр Налбандов заявил, что "спорные церкви в Тбилиси и других регионах являются грузинскими, а не армянскими".