"Если бы у наших политиков была сильная воля и самоуважение, нам вообще не пришлось бы говорить сегодня о так называемых еврейских компенсациях и этот вопрос был бы закрыт", - заявил скандально известный своими ксенофобскими и антисемитскими взглядами адвокат Андрис Грутупс в опубликованном сегодня, 28 января, газетой Neatkārīgā Rīta avīze интервью.

"В начале 1990-х годов был принят целый ряд законов, с помощью которых мы отдали всем законным владельцам или их наследникам их имущество, мы отдали имущество студенческим корпорациям, отдали культовые постройки и вспомогательные здания религиозным организациям, в том числе все евреи могли получить обратно синагоги", - указал Грутупс, который стоял у истоков денационализации и реституции недвижимого имущества в Латвии.

"Политики и заинтересованные в этом деле лица так смешно говорят, что невозможно понять желания евреев - они хотят денег, имущества? Кажется, они сами не знают, чего хотят. Говорить о синагогах вообще бесполезно: евреи могли их потребовать тогда, когда это было возможно", - сказал Грутупс. При этом законодатели сознательно отказались от передачи недвижимости всевозможным организациям, которые основывались в "восстановленном государстве" и, конечно, были установлены определенные сроки, поскольку никакая реформа не может длиться бесконечно, пояснил адвокат.

"С 60-х годов XIX века у нас есть закон, который гласит: если у физического лица нет наследников, то его имущество переходит государству. Если физлицо или религиозная организация не предъявили претензии на недвижимость в установленные сроки, имущество отходит государству. Такая ситуация сложилась во многих местах, особенно в Курляндии, где старые синагоги утратили свое (на)значение уже в период Первой мировой войны. Теперь евреи требуют эти синагоги обратно", - сказал Грутупс.

Он не понимает, почему нужно "сортировать наследников" по национальности, и называет это этнической сегрегацией. Промедление с выдвижением имущественных прав адвокат объясняет тем, что в 1990-х годах эти здания находились в плачевном состоянии, а за 20 лет самоуправления и государство вложили в их восстановление большие средства: "Теперь, когда здания восстановлены, евреи требуют их обратно".

"Например, есть синагога в Сабиле. Ее тоже потребуют вернуть? Кто? В Сабиле же нет ни одного еврея! Насколько я знаю, там сейчас художественный центр и здание восстановлено за большие деньги. [...] Странно, до 1994 года евреи это здание не хотели, а теперь из США приезжает какой-то Дуглас Дейвидсон, который пытается всем рассказать, что "по справедливости" это здание следует отдать еврейской общине. Скажите, где же здесь справедливость? Да это просто откровенное бесстыдство!", - сказал адвокат.

Его возмутило, что председатель Комиссии Сейма по иностранным делам Ояр Калниньш (Гражданский союз, "Единство") изобрел новый термин: "имущество утраченное в годы холокоста". Однако, в период холокоста никто ни у кого ничего не отбирал, возражает ему заочно Грутупс, "поскольку все уже отняли советские оккупанты". "Все уже национализировали русские и никому ничего не принадлежало", - добавил он. "Меня просто удивляют лицемерные отговорки латвийских должностных лиц по вопросу этой компенсации, но они могли сказать только одно: всем, кому были должны отдать имущество, оно было отдано, и теперь не ходите и не обивайте наших порогов!", - резюмировал адвокат.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, 24-26 января в Латвии находился с визитом специальный посол США по вопросам Холокоста Дуглас Дейвидсон. Во время пребывания в Латвии он встретился с премьер-министром Валдисом Домбровскисом ("Единство"), а также с другими представителями правительства, депутатами Сейма, представителями еврейской общины и общественных организаций. Главной темой его встреч был вопрос возвращения еврейской общине Латвии собственности, утраченной во время Второй мировой войны. Как заявил Дейвидсон после беседы с членами Комиссии Сейма по иностранным делам, еврейской общине Латвии нужно вернуть утраченную в годы Второй мировой войны недвижимую собственность, а не выплачивать деньги. На этом же настаивает и руководство общины. По словам министра иностранных дел Латвии Гирта Валдиса Кристовскиса ("Единство") размер возможной компенсации составляет около 30 млн. латов (около 42 млн. евро).