Проект "Южный поток" после газового кризиса, устроенного Россией в январе 2009-го, вызывает много сомнений у европейцев. Обратите внимание, что этот проект не поддерживает такой важный партнер "Газпрома", как Германия. Берлин не возражает против "Южного потока" публично, но неофициально не поддерживает его. Об этом в интервью украинской газете "Зеркало недели" заявил эксперт по энергетическим вопросам Михаил Гончар.

"Если будет только "Северный поток" и не будет "Южного", то сценарий будет называться "Русские в плену у немцев". Потому что в этом случае газ может поставляться в Германию и страны Центральной и Западной Европы по трем маршрутам - по газопроводам "Северный поток", Ямал-Европа и по украинско-словацкому направлению. А если появляется еще и NABUCCO, который может доставить альтернативный российский газ в австрийский хаб Баумгартен, то этот газовый поток начнет понижающе влиять на цены рынков в странах региона, и в Германии в том числе. Таким образом получается, что все названные маршруты так или иначе ведут в Германию. При таком сценарии правила игры будут диктовать рынок и потребительский спрос в Германии, поскольку он крупнейший в этом регионе. Не столько "Газпром" сможет диктовать свои условия, сколько его закадычные немецкие партнеры", - отметил, в частности, украинский эксперт.

"В случае появления у России в придачу к "Северному потоку" еще и "Южного" сценарий будет называться "Европейцы в плену у русских". Потому что в этом случае россияне создают грандиозную транснациональную систему манипулирования газовыми рынками стран ЕС и прежде всего крупнейшим из них, со всеми вытекающими последствиями", - продолжил свою мысль. "Идея конвергенции NABUCCO и "Южного потока" теоретически позволяет обеим сторонам сохранить лицо и согласиться на ничью в "битве трубами". Более того, продемонстрировать, что найден компромисс интересов и т.д., чтобы каждая из сторон смогла достойно выглядеть (или выйти из игры, это уж как у кого получится). И в этом смысле конвергенция антагонистических проектов означала бы вероятную реализацию второй очереди российского "Голубого потока", до слияния с трассой NABUCCO на территории Турции, а дальше - по предусмотренному им маршруту. Сегодня такой вариант конвергенции NABUCCO и "Южного потока" выглядит виртуальным. Но в каждом маловероятном сценарии есть отличная от нуля вероятность его реализации", - подчеркнул он.

Ранее посол Германии на Украине Ханс-Юрген Хаймзёт заявил следующее: "Учитывая два газовых кризиса между Украиной и Россией, вопрос диверсификации маршрутов очень важен. Иметь более одного газопровода с газом из России - это политическая и экономическая необходимость. Решение по "Северному потоку" принято, и он будет построен. Что касается "Южного потока", тут ситуация иная. Мы наблюдаем, как быстро меняется газовый рынок. У нас новые источники газа, сланцевый газ, кроме того мировой рынок газа становится унифицированным благодаря сжиженному природному газу. Таким образом вопрос с "Южным потоком" заключается в том, насколько финансово привлекательным и реализуемым будет этот проект. Десять лет назад я был настроен оптимистично, но сейчас у меня появилась доля скептицизма", - подчеркнул посол Германии.