Армянский аналитик Ованнес Никогосян прокомментировал для ИА REGNUM выступление президента Армении Сержа Саргсяна в Палате Представителей Кипра.

"В международных, межгосударственных отношениях важен не только сам факт подписания деклараций и протоколов, но и "правила их чтения", которые оговариваются между подписантами или же развиваются в ходе имплементации. Самые часто вспоминаемые примеры в армянской печати - это армяно-турецкие протоколы о примирении (2009) и армяно-российский протокол по базе (2010). В первом случае неправильное, с точки зрения Армении и стран-спонсоров, толкование положений протоколов со стороны Турции привело к полному краху всего процесса примирения. В случае с армяно-российским протоколом, хотя в нем и не было записано прямым текстом то, что интересовало армянские власти и общество, президенты двух стран на совместной пресс-конференции дали единое толкование.

17 января в Никосии была подписана "Декларация о двусторонних отношениях между Республикой Армения и Республикой Кипр", затрагивающая почти все аспекты двухсторонних отношений и международных вопросов, представляющих взаимных интерес. Данная декларация является политическим документом, в котором обозначены позиции двух стран по ключевым вопросам - кипрское урегулирование, Карабах, Турция...

В тот же день президент Армении Серж Саргсян выступил в Палате Представителей Кипра, где в более развернутом виде представил свое видение вызовов и возможностей, четыре из которых, по нашему мнению, представляют особую важность и вносят новые коррективы в обозначенный клубок вопросов.

Первое. Президент Армении заявил, что Азербайджан совершил политику "этнических чисток и вооруженной агрессии" против народа и независимости Нагорного Карабаха. Это означает, по нашему мнению, что Армения, фактически, не признает, с точки зрения международного права, что находится в непосредственном состоянии войны с Азербайджаном, а только участвует в переговорном процессе, как гарант безопасности народа НКР и ее суверенитета. Как нам кажется, в конфликте 1992-94 гг. Армения реализовала свою "ответственность по защите" населения НКР на фоне организованных Азербайджаном этнических чисток и военных преступлений вроде резни в селе Марага в апреле 1992 года.

Второе. Президент Армении признал, что Азербайджан сегодня не готов к миру, и, более того, что Азербайджан готовится к новой агрессии против НКР и Армении, призвав международное сообщество еще раз обдумать свои возможности в предотвращении дальнейшей эскалации конфликта и нахождении переговорного решения. В противном случае, между строк было заявлено, что первыми целями ударов армянских сторон станут трубопроводные артерии Азербайджана, тем самым предлагая тому же международному сообществу взвесить угрозы от нового конфликта, и идти на более активные шаги: кроме политических заявлений о недопустимости военного сценария назвать также сторону, ответственную за эскалацию.

Третье. По видению президента Армении и его команды, карабахский и кипрский конфликты имеют разные правовые решения. Если в декларации Армения со своей стороны заявила, что видит Кипр бизональной и двухобщинной федерацией, то в случае с НКР мирное урегулирование исключает (а) нахождение НКР в составе Азербайджана, и (б) представление конфликта, как имеющего межобщинный характер. Таким образом, по словам армянского президента, не имеют смысла старания официального Баку открывать офисы неких офисов "администрации Шуши в изгнании" и подобного рода манипуляции мирным процессом.

И наконец, четвертое. Армяно-турецкий процесс находится в тупике. Фактически, то видение и усилия, которые приложила Армения, оказались тщетными, и Турция сейчас вернулась к своей привычной политике предусловий. Налицо необходимость нового процесса, некоего рестарта, который уже должен исходить с турецкой стороны".