Расшифровка польскими экспертами "черных ящиков" разбившегося 10 апреля 2010 года под Смоленском самолета Ту-154 опровергает "непосредственные причины катастрофы", названные Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) в своем окончательном отчете. Как сообщает Gazeta Wyborcza, в соответствии с отчетом МАК, командир корабля отключил автопилот лишь в момент первого удара с деревом на расстоянии 1100 метров до глиссады. Польская сторона ставит этот факт под сомнение и отмечает, что автопилот был выключен ранее, и что это не были "ни инстинктивные действия экипажа, ни реакция на удар о препятствие, которое они не видели".

Польская комиссия по расследованию причин катастрофы называет эти действия "реализацией процедуры ухода на второй круг и неудачной попыткой решить критическую ситуацию". Почему самолету не удалось прекратить снижение - еще предстоит выяснить. Польская сторона также считает, что для избежания катастрофы не хватало реакции диспетчера зоны посадки на отклонение Ту-154М от указанной полосы. "Диспетчеры должны были отправить самолет на запасной аэродром. Слишком поздно была подана команда прервать посадку", - считают они.

Примечательно, что в отчете МАК содержатся данные расшифровки "черных ящиков", основываясь на которые Комитет утверждает, что командир корабля не давал команды ухода на второй круг и хотел посадить самолет. Однако польские эксперты утверждают обратное. "Самым важным является прочитанное слово командира судна Аркадиуша Протасюка - "Уходим", не замеченное МАК. В замечаниях к отчету МАК, Польша писала, что согласно записям "черных ящиков", капитан судна Протасюк, после снижения на высоту чуть менее 100 метров, сказал, что уходит на второй круг. Второй пилот подтвердил это. Польская сторона предлагала МАК экспертизу фоноскопии, однако Комитет не использовал эти факты. МАК написал в окончательном отчете, что не было команды командира судна о том, что самолет идет на второй круг. Среди непосредственных причин катастрофы МАК называет продолжение снижения в условиях необоснованного риска с доминирующей целью осуществить посадку любой ценой", - пишет Gazeta Wyborcza.

Польские эксперты отмечают крайнюю важность того факта, что команда "Уходим" прозвучала на уровне 100 метров. Это так называемая высота принятия решений. Чтобы узнать больше, польская сторона готовится осуществить экспериментальный рейс на самолете Ту-154 с бортовым номером 102, который является точной копией разбившегося самолета. "Фактически, Протасюк принимает решение уйти на второй круг, когда в кабине система TAWS подает сигнал "pull up". Тогда капитан дает команду "Уходим", а ее подтверждает второй пилот. МАК в своем отчете учел лишь этот повтор, называя его первым. "У экипажа было время прекратить снижение. До команды "Уходим" были слова - "Ничего не видно", - говорит один из членов польской комиссии по расследованию причин катастрофы и отмечает, что "команда диспетчера "Горизонт 101" была подана слишком поздно, когда самолет исчез с радаров".

TVN 24 уточняет, что в тот момент, когда самолет продолжал снижение и назвал высоту в 50 метров, диспетчер дал команду "Горизонт 101", хотя должен был сделать это после того, как была названа высота в 100 метров. Свою команду "Контроль высоты горизонт" диспетчер повторяет, когда самолет снижается до 30 метров, указывает источник.

Он же представляет весьма интересные данные, согласно которым самолету Як-40 с польскими журналистами на борту (он приземлился немногим раньше, чем произошла катастрофа - ИА REGNUM), российские диспетчеры дали команду прекратить посадку. Согласно свидетельским показаниям самих диспетчеров, когда Як-40 находился в километре от посадочной полосы, они поняли, что не видят судно. После этого диспетчер дал команду уйти на второй круг, однако экипаж самолета принял решение посадить судно. Капитан Як-40 позднее признался, что не слышал команды.

Напомним, что за месяц до катастрофы в Смоленске, авиационные власти России ввели изменения в правила полета над пространством РФ, согласно которым, капитаны иностранных судов сами принимают решения о посадке и взлете.

Еще одним интересным фактом является то, что в отчете МАК содержатся сведения о владении экипажа Ту-154 русским языком. Как выяснилось, русским владел лишь командир корабля, однако неизвестно на каком уровне. В этой связи, следует напомнить, что просьба польской стороны о предоставлении русскоязычного штурмана российской стороной не была удовлетворена. 7 апреля делегация во главе с премьером Польши Дональдом Туском, и 10 апреля - с президентом Лехом Качиньским летели с экипажами, в помощь которым не был предоставлен российский штурман.

Польские эксперты отмечают, что 10 апреля экипаж Ту-154 на команду диспетчера "Посадка дополнительно" отвечает - "Спасибо". Эксперты подчеркивают, что на эту команду таким образом не отвечают. Бывший пилот 36-го авиатранспортного полка полковник Стефан Грушчик отмечает, что если бы в составе экипажа был российский штурман, командир раньше бы принял решение не сажать судно.

Пресс-секретарь министерства обороны Польши Януш Сеймей комментирует, почему российская сторона не предоставила штурмана. Он отмечает, что такого обязательства у РФ не было - это всего лишь такая традиция. "По традиции, Россия нам предоставляла штурмана". - отметил он. Но 18 марта 2010 года польская сторона посредством дипломатической почты направила просьбу о предоставлении штурмана. Варшава хотела пять штурманов для рейсов из Варшавы в Смоленск 7 апреля (три самолета) и 10 апреля (два самолета). До конца марта не было ни одного ответа, и уже 31 марта 38 авиатранспортный полк направил письмо, в котором говорится: "В связи с отсутствием ответа на просьбу предоставить штурманов, аннулируем просьбу". В письме польская сторона просила прислать современные данные аэропорта, но и это письмо осталось без ответа.

В ближайшее время польская сторона представит запись переговоров на диспетчерской вышке 10 апреля. Эксперты уверяют, что и в диспетчерской кабинке находились третьи лица.