Газета "Жаманак" опубликовала интервью с директором турецкого Центра международных отношений и стратегических исследований (TÜRKSAM) Синаном Оганом. Приводим текст интервью полностью.

Господин Оган, как Вы оцениваете факт подписания совместной декларации Азербайджана и ЕС о "Южном энергетическом коридоре"?

Соглашение о NABUCCO не является новостью, мы давно говорили о нем с Евросоюзом и Азербайджаном. Известно, что была программа "Южного потока" у России, у Турции же была NABUCCO. Между этими двумя проектами с давних пор идет соперничество.

Как Вы думаете, какой будет позиция России?

Не думаю, что реакция России будет резкой, так как в южном направлении Россия имеет свою программу, Азербайджан - свою. Азербайджан является независимым государством, у которого есть газовые запасы, страна ведет независимую внешнюю политику и экспортирует газ через территории как Турции, так и России. По этому, не считаю, что Россия каким - то образом отреагирует на эту сделку.

Как повлияет подписанная декларация на процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта? Имеется в виду, какой будет реакция России в связи с этим?

Считаю, что реакция будет положительной. Вам известно, что NABUCCO может пройти также через Армению, если решится карабахский вопрос. Азербайджанский газ может идти по территории Армении, но для этого Армения должна освободить оккупированные территории Азербайджана. Вот почему я считаю, что это соглашение ускорит процесс решения карабахского вопроса. Если до проведения трубопровода вопрос останется нерешенным, NABUCCO пройдет через Грузию, и Армения окажется за пределами энергетического потока.

На днях министр иностранных дел России Сергей Лавров, говоря о теме Нагорного Карабаха заявил, что на данный момент не надо мешать процессу. Что, по-вашему он имел ввиду, кто мешает этому процессу?

Не думаю, что кто-то мешает процессу. Я читал заявление г-на Лаврова, и не заметил в нем обвинение в адрес кого-либо. Он говорит: если между Арменией и Азербайджаном будут вестись прямые переговоры и если в них роль Минской группы не будет приоритетной, то сторонам будет легче в переговорах. Как вам известно, в вопросе Франция, США, Россия и Турция также играют свою роль. Думаю, что без посредников переговоры будут более результативными. 20 лет ведутся переговоры, а результат никакой.

Как оцениваете нынешний этап переговоров после саммита ОБСЕ в Астане в конце декабря прошлого года?

После Астаны мы не видим ничего хорошего. Ожидания были велики. Я, правду говоря, ни перед, ни после Астаны не ожидал новых развитий в процессе. Мне кажется, что в ближайшее время стороны не сделают конкретных шагов. Мы вынуждены будем ждать до 2015 года.

А Вы предвидите военные действия до этого времени?

Не думаю, что до 2015 вопрос можно будет решать нормальным путем. Даже военные действия кажутся более вероятными. Поэтому и Турция, и Россия, и другие страны Минской группы должны стараться решать вопрос мирным путем до 2015 года.

Почему именно до 2015-го?

В 1915 была осуществлена депортация людей с одной территории, на которой разворачивались военные действия, на другую территорию. Армяне считают это геноцидом. Мы, конечно, так не считаем. В 2015 будет столетие этих событий. Думаю, что до этого Армения не будет готова мирным путем решать этот вопрос.