В редакцию ИА REGNUM поступила аналитическая статья председателя Общественного совета по внешней политике и безопасности Нагорного Карабаха Масиса Маиляна, посвященная возможности признания Нагорно-Карабахской Республики. Приводим статью полностью.

Важной темой общественного дискурса первых месяцев 2010 года была судьба армяно-турецких протоколов. Международный интерес к ратификации этих документов в парламентах Армении и Турции, несмотря на старания Баку и Анкары, оставил в тени процесс арцахского урегулирования.

Накануне дня памяти жертв Геноцида армян президент Армении своим указом приостановил процедуру ратификации армяно-турецких протоколов в парламенте страны. Карабахское урегулирование вновь оказалось в центре внимания общественности и политических сил трех конфликтующих стран.

26 апреля 2010 года Общественный совет по внешней политике и безопасности НКР обратился к армянским организациям Диаспоры с призывом инициировать процесс международного признания Нагорно-Карабахской Республики. В обращении, направленном трем традиционным армянским партиям и лоббирующим структурам зарубежной армянской Диаспоры, отмечалась необходимость того, чтобы армянские организации Диаспоры, наряду с решением такого важного вопроса, как признание Геноцида, рассматривали вопрос международного признания Республики Арцах в качестве равнозначного приоритетного направления своей деятельности. Было подчеркнуто, что международное признание НКР создаст целый спектр новых возможностей для обеспечения защищенности республики политико-дипломатическими методами. Признанная НКР станет легитимной частью международной архитектуры безопасности, надежно обеспечив собственную защиту.

Инициатива Общественного совета получила положительную оценку со стороны ряда общественных структур НКР и различных фракций парламента Армении, в том числе, представителей республиканского большинства.

Выступая на состоявшемся 9 мая 2010 года в Степанакерте заседании комиссий и офисов "Ай Дат" АРФ Дашнакцутюн, депутат НС НКР и член Общественного совета Гегам Багдасарян сказал, что за прошедшие 16 лет власти Карабаха могли сделать гораздо больше и на сегодняшний день иметь хотя бы выработанную программу действий и концепцию по международному признанию Арцаха. "Но и сегодня еще не поздно. Для арцахской части армянского народа признание - в первую очередь, вопрос безопасности, вопрос предотвращения нового геноцида " - отметил Багдасарян.

Участники совещания "Ай Дат", на котором присутствовали представители трех десятков стран, решили, что краеугольным камнем деятельности комиссий "Ай Дат" на ближайшие годы будет вопрос Арцаха. В свете неконструктивной позиции Азербайджана в переговорном процессе по карабахскому урегулированию, актуальным становится вопрос международного признания независимости НКР, и это направление деятельности комиссий "Ай Дат" должно стать гораздо более активным.

Надо заметить, что во второй половине прошедшего года структуры "Ай Дат" предприняли определенные шаги в направлении признания НКР. В частности, в октябре 2010 года был организован ознакомительный визит в НКР депутатов Европейского парламента. Комментируя итоги визита, лидер фракции Дашнакцутюн НС Армении Ваан Ованнисян отметил, что визит депутатов Европейского парламента в Карабах является одним из необходимых шагов для признания независимости НКР. "Это необходимая работа для международного признания Арцаха, которую мы будем проводить, независимо от процессов (инициатива фракции "Наследие") в парламенте", - заявил Ованнисян. 12-13 ноября 2010 года в Париже прошла Конференция европейских комитетов "Ай Дат" с участием представителей органов АРФ Дашнакцутюн Великобритании, Франции, Бельгии Голландии, Германии, Болгарии, Греции и Кипра. В ходе конференции особое внимание было уделено вопросу международного признания независимости НКР.

Примечательно, что министр иностранных дел НКР предложил создать специальную правительственную комиссию для продвижения процесса признания Нагорно-Карабахской Республики, отметив, что данный вопрос требует комплексных усилий и не может являться задачей одного учреждения. Заявление было сделано в Парламенте НКР в декабре 2010 года.

Параллельно с обсуждениями на различных площадках проблемы международного признания НКР, в парламенте Армении проводилась работа по признанию Арцаха со стороны РА. Как известно, депутаты фракции "Наследие" инициировали законопроект "О признании независимости НКР" еще 15 октября 2009 года, но его прохождение через парламент Республики Армения затягивалось.

Намеченное на октябрь 2010 года голосование по законопроекту было отложено. Парламент Армении 9 декабря 13 голосами "за", ни одним против и без воздержавшихся отклонил представленный на первое чтение оппозиционной фракцией "Наследие" проект закона "О признании независимости Нагорно-Карабахской Республики". В голосовании не приняли участия депутаты от правящей коалиции в лице Республиканской партии, партии "Процветающая Армения" и партии "Оринац еркир".

K сожалению, парламентские силы Армении не смогли придти к консенсусу по такому стратегически важному для армянства вопросу, как признание Нагорно-Карабахской Республики. Законодательно закрепленная позиция Армении по статусу НКР не оставила бы ложных надежд у Азербайджана и его покровителей.

На следующий день после голосования лидер "Наследия" Раффи Ованнисян заявил: "Лично для меня вопрос признания независимости НКР так же важен и принципиален, как и вопрос Геноцида армян". Раффи Ованнисян признался, что рассчитывал на определенную долю понимания со стороны представителей коалиционных партий. "Они должны были понимать, что (вопрос признания НКР) не входит в разряд вопросов партийной конъюнктуры. Там были люди, которые внесли свой личный вклад в дело освобождения Арцаха, я ожидал, что они продемонстрируют иную позицию", - признался экс-глава МИД Армении, добавив, что партия более не будет инициировать рассмотрение данного вопроса в парламенте страны.

Несмотря на то, что партия "Наследие" не достигла намеченной цели, сама инициатива о признании Арменией независимости Арцаха сыграла довольно-таки позитивную роль. Благодаря начатому в НС Армении процессу, международное сообщество продолжало получать сигналы из Армении, в том числе, от провластных партий, о безальтернативности международного признания государственности Нагорно-Карабахской Республики. Обсуждение вопроса признания Нагорного Карабаха в парламенте Армении поддержало уровень актуальности карабахской проблемы в армянском обществе.

В послании к народу Арцаха в связи с Днем провозглашения НКР президент Армении и лидер Республиканской партии отметил, что мирное урегулирование проблемы Нагорного Карабаха может иметь только одно решение, и это решение - международно признанная независимость Арцаха. Между тем, в своем выступлении на саммите ОБСЕ в Астане (02.12.10), а затем и на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ (10.12.10) президент Армении заявил, что в случае возобновления Азербайджаном военной агрессии, у Армении не будет иного выбора, кроме как признать Нагорно-Карабахскую Республику де-юрэ и приложить все свои возможности для обеспечения безопасности народа Арцаха.

Озвученная в Астане идея не отличалась новизной и была в арсенале армянской дипломатии в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Такой подход в послевоенные годы был оправданным и мог быть сдерживающим фактором. Но после того, как с 2008 года начался процесс признания бывших автономий, вопреки воле бывших метрополий, когда Международный суд ООН признал правомерность провозглашения независимости Косово, связывать признание Арцаха с возможной агрессией Азербайджана было неверно. В международных отношениях возникла новая ситуация и появились новые международно-правовые прецеденты. Учитывая все это, мы не должны оставлять Азербайджану какую-либо роль в вопросе признания статуса и будущего НКР. Это все равно, что ожидать международного признания независимости НКР по итогам переговоров в формате Минской группы ОБСЕ, где необходимо согласие Азербайджана. Как правильно заметил президент Армении в другой части своего выступления на саммите ОБСЕ, "Азербайджан не имеет ни правовой, ни политической и ни моральной основы для претензий в отношении Нагорного Карабаха".

Процесс признания НКР должен происходить без участия Азербайджана, параллельно с Минским процессом (где, кроме статуса, можно обсуждать другие ключевые проблемы). Армения и международное сообщество должны признать независимость Нагорно-Карабахской Республики для предотвращения возможной военной агрессии. Уже приходилось говорить, что международное признание является современным механизмом укрепления безопасности в конфликтных зонах и поддержания стабильности. Не так давно данный механизм доказал свою эффективность в Косово, Абхазии и Южной Осетии. Парламент Армении мог принять резолюцию по НКР, используя терминологию консультативного заключения Международного Суда ООН, чтобы избежать возможного давления извне. Такое предложение было сделано публично в ноябре 2010 года.

Накануне дня голосования по законопроекту "О признании независимости НКР" Национальное Собрание Армении приняло в первом чтении законопроект "О внесении изменений в закон РА о международных договорах", в соответствии с которым республика сможет заключать договоры с теми государствами, которые не признаны международным сообществом. Глава фракции "Наследие" Степан Сафарян заявил, что внося такую поправку в закон, Армения напрямую демонстрирует, что не признает НКР и пытается таким образом подписывать договора с ней как с непризнанной республикой. Депутат считает такой подход ошибочным и чреватым опасными последствиями. Национальное собрание Армении на заседании 17 декабря приняло во втором и окончательном чтении законопроект о внесении изменений в закон "О международных договорах".

В начале декабря 2010 года два крупнейших государства Латинской Америки - Аргентина и Бразилия - откликнулись на просьбу палестинского руководителя и объявили о признании независимости Палестины в границах 1967 года. Уругвай также объявил о намерении признать палестинское государство в начале 2011 года. Действия латиноамериканских стран по признанию нельзя считать прецедентными, поскольку Палестина до этого была признана в качестве государства десятками стран мира. Интересно то, что страны Латинской Америки, где имеется сильная армянская Диаспора, сделали заявку на расширение своей самостоятельной роли в международных делах и приняли позицию одной из сторон в застарелом Ближневосточном конфликте.

Примечательно, что США и ЕС не одобрили решение Бразилии и Аргентины и посчитали действия этих стран преждевременными. Заместитель госсекретаря США по политическим делам Уильям Бернс заявил, что только сами палестинцы и израильтяне путем переговоров смогут реализовать идею создания Палестинского государства и его мирного сосуществования с Израилем. Подобной логики придерживаются и страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ в вопросе определения статуса Нагорного Карабаха. Поэтому факт ведения группой латиноамериканских государств самостоятельной политики может открыть для нас новые возможности и должен стать предметом интереса для дипломатии Армении и Арцаха.