Прокуратура Литвы сегодня, 30 декабря, начала досудебное расследование в связи с заявлением депутата Сейма Литвы от фракции правящей партии "Союз Отечества" - Христианские демократы Кястутиса Масюлиса, который усмотрел в заявлении лидера литовских социалистов Альгирдаса Палецкиса отрицание "советской агрессии". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, предпосылкой к этому стала фраза Палецкиса в эфире радиостанции Žinių radijas в ходе обсуждения трагических событий 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни, когда во время столкновения с советскими военными погибли мирные жители. Палецкис в эфире радиостанции сказал о том, что некоторые факты говорят о том, что "свои стреляли в своих".

Комментируя возбуждение расследования сам Палецкис в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM сказал, что, "события 13 января 1991 года в Литве в определенном смысле стали мифом". "Когда в этом мифе начинаешь разбираться, то власти начинают нервничать, а это означает их слабость". Политик не согласен, что отрицал что-то или унижал защитников телебашни.

"Я сказал, что "начинает выясняться, что свои стреляли в своих". И если надо, в суде я это буду доказывать, потому что есть живые свидетели, которые видели вспышки выстрелов сверху (с телебашни, где в тот момент находились только защитники, а советские солдаты прорывались в телебашню снизу - прим. ИА REGNUM), к тому же доказано по траекториям пуль, что стреляли сверху. И еще - не все пули, которыми были убиты люди, были выпущены из военного оружия. Некоторые - из охотничьих ружей. Поэтому я и хотел сказать, что в этой истории слишком много вопросов до сих пор и необходима международная независимая экспертиза", - пояснил политик. Что касается самого заявления, то Палецкис считает, что это характерно для действующей власти, поскольку заявитель - Кястутис Масюлис - консерватор. "Это неудивительно. Они хотят не только запретить свободу слова, митинги, но и свободу мысли", - отметил он.

Напомним, закон об ответственности за "отрицание советской оккупации" и унижение борцов за независимость был принят парламентом весной 2010 года, президент Литвы подписала его летом. Максимальный срок, который грозит за нарушение этого закона - 4 года лишения свободы.