В Санкт-Петербурге проходит целый ряд художественных событий в рамках завершения Года Франции в России и России во Франции. Одно из них - выставка в художественной галерее KGallery на Фонтанке более чем ста произведений живописи петербургских художников-эмигрантов из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга "Петербургские парижане". Как сообщает сегодня, 7 декабря, корреспондент ИА REGNUM Новости, эта выставка приурочена также к 90-летию со дня открытия выставки петербургского "Мира искусства" в Париже в 1920 году.

"Петербургские крыши в снегу", Добужинский

Как рассказал искусствовед Юрий Гоголицин, выставка делится на два самостоятельных раздела - работы петербургских художников до эмиграции и после отъезда из России. Гоголицин сообщил также, что в экспозиции представлены и уникальные письма. "Бенуа, Сомов, Серебрякова, Судейкин, Стеллецкий, Шухаев, Добужинский, Яковлев - блестящие имена, редкие работы, сама квинтэссенция и суть Серебряного века, художники, которые сначала были самыми модными в Петербурге, а потом, после 1917 превратились в самых "немодных", - отметил искусствовед и добавил, что на выставке представлены и уникальные письма - Юрию Гоголицину в 60-е годы было разрешено готовить диссертацию, посвященную художникам Серебряного века и даже переписываться для этой цели с теми художниками и искусствоведами, кто был жив в то время - Зинаидой Серебряковой, Дмитрием Бушеном, искусствоведом Сергеем Эрнстом.

Юрий Гоголицин считает, что эти письма в буквальном смысле "раскрывают тайны": "Взгляните на женский портрет работы ученика Репина Бориса Григорьева - здесь сказано - "Портрет матери, 1922 год". Но на самом деле рассказываю, чей это портрет, опираясь на письменное свидетельство Сергея Эрнста". "Этот портрет 90 лет тому назад в 1920 году был выставлен на выставке русских художников-эмигрантов в Париже. Сергей Эрнст в свое время прислал мне каталог той выставки и писал: "Везде написано, что это портрет матери, а на самом деле это портрет знаменитой российской террористки - революционерки, лидера боевой организации эсеров Екатерины Константиновны Брешко-Брешковской, которая в 1917 году вернулась из ссылки, а Октябрьскую революцию не приняла", - рассказал искусствовед. По его словам, Борис Григорьев, как человек "жутко импульсивный и честолюбивый, бегал в то время за знаменитостями - за Горьким, пока не написал его портрет, за Философовым, Гиппиус и Шестовым - с той же целью". "И он написал портрет знаменитой бывшей узницы Петропавловки, сибирской каторжанки и убежденной террористки Брешко-Брешковской. Портрет был выставлен 90 лет назад в Париже, потом следы его затерялись, "всплыл" он в тридцатые годы в Югославии, а потом уже после войны в Чехословакии, где и был приобретен российским коллекционером и оказался в нашем городе", - рассказал он.

Юрий Гоголицин отмечает, что особенный интерес в экспозиции "Петербургских парижан" представляют также работы трех петербуржцев - Сергея Судейкина, Александра Яковлева и Василия Шухаева, которые были в Париже оценены настолько, что в 1921 году прямо с закрывшейся выставки "Мира Искусства" работы этих художников были приобретены французским правительством в Люксембургский музей.