"В преддверии саммита ОБСЕ в Астане делались самые различные прогнозы о влиянии его результатов на процесс карабахского урегулирования и ситуацию в зоне азербайджано-карабахского конфликта, вплоть до того, что сторонам будет навязана некая модель урегулирования. На мой взгляд, ожидать реального прорыва в процессе урегулирования после саммита столь же наивно, как и остерегаться того, что "сильные мира сего" с помощью Турции и Азербайджана попытаются "наказать" Армению и Нагорный Карабах за "несговорчивость". Тут уместен вопрос: "Не больше ли заслуживают наказания сами посредники и данные влиятельные страны?" К сожалению, посредники, впрочем как и стороны, не предпринимают никаких реальных шагов для анализа упущенных возможностей и исправления прежних ошибок, усугубив многие из прежних ошибок принятием Майндорфской декларации и обеих версий Мадридских принципов".

Об этом заявил ИА REGNUM Новости независимый карабахский аналитик Давид Карабекян, комментируя проходящий в Астане саммит ОБСЕ.

"В то же время очевидно, что ни ООН, ни ОБСЕ, ни НАТО не намерены искать решений вместо сторон конфликта. Даже пресловутые Мадридские принципы были представлены руководством ОБСЕ и сопредседателями, как некие общие рамки для переговоров по поиску путей политического урегулирования конфликта. Поиск же политического решения конфликта без участия Нагорного Карабаха - субъекта вооруженного противоборства, понесшего в сравнении с остальными сторонами конфликта наибольшие потери, вряд ли даст существенный результат. По чьей вине НКР не участвует в прямых переговорах? - вопрос, требующий специального анализа. Однако решение, в основу которого может быть положено игнорирование коренных интересов и прав карабахцев, в том числе право на самоопределение и право разделенных частей армянского народа на воссоединение, мирное и безопасное проживание на своей родине, не может быть приемлемо ни для Нагорного Карабаха, ни для Армении", - отметил аналитик.

По его мнению, на сегодня отсутствует превентивный механизм, комплекс согласованных технических мер, призванных нейтрализовать угрозы нарушения режима прекращения огня. "Еще в 1995-1996 годы НКР выступила с рядом инициатив, в которых помимо комплекса мер по укреплению режима прекращения огня предлагался механизм их согласования с требованиями (условиями) региональных договоров, в первую очередь - Договора об Ограничении обычных вооружений в Европе. Посредники постоянно увязывали реализацию превентивных мер с осуществлением мероприятий по прекращению конфликта, Азербайджан же выступал против участия НКР в осуществлении этих мер и выдвигал заведомо невыполнимые, точнее говоря, самоубийственные для НКР условия".

По убеждению аналитика, "прорыв в мирном урегулировании зависит от того, насколько ОБСЕ и странам-сопредседателям удастся проявить волю, дабы приостановить регресс в урегулировании, вызванный их же беспринципностью и меркантилизмом, восстановить трехсторонний формат переговоров, выделить те приоритеты, следование которым способно приблизить к данной цели.

"Невозможно достижение урегулирования путем попрания коренных прав и интересов народов, вовлеченных в конфликт, потакания амбициям и шантажу одной из сторон конфликта, пренебрежения логики мирного процесса, избирательного применения норм международного права", - отметил Давид Карабекян.