Современная Турция отдает предпочтение арабскому миру и Ирану не только в силу религиозного фактора, но и просто потому что в отличии от Израиля, имеет общую границу с этими странами. Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, об этом, выступая во время круглого стола 24 ноября, заявил тюрколог, директор Института востоковедения Национальной Академии Наук Армении Рубен Сафрастян.

По его словам, согласно концепции главы МИД Турции Ахмеда Давудоглу, который является не только дипломатом, но и серьезным геополитиком, страна должна окружить себя поясом государств, которые не только дружески расположены к Турции, но и являются ее геополитическими сателлитами. "С этой точки зрения Турции намного выгоднее иметь в качестве союзников страны, на которые можно распространить свое влияние, такую арабскую страну, как Сирия, попытаться существенным образом улучшить отношения с Ираном, чем быть военно-стратегическим союзником Израиля", - заявил эксперт.

В основе новой динамики турецкой внешней политики, как уверен Сафрастян, лежит стремление Турции стать ведущей силой в регионе: "Ради этого Турция готова пожертвовать и тем уровнем военно-стратегических отношений с Израилем, который был достигнут в середине 90-х годов". На внешнюю политику Турции, как он отметил, имеет непосредственное влияние и личность ее премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Возглавляемая им партия "Справедливость и развитие", которая, по убеждению Сафрастяна, будет лидирующей и в ближайшие несколько лет, ведет ярую борьбу с кемалийскими партиями и кемалийским истеблишментом Турции, в которой должна опираться на поддержку общественности.

"Все опросы последних лет показывают неуклонный рост антиизраильских настроений в турецком обществе. Фактически политика Анкары в отношении Израиля основывается на объективных факторах внутренней политики", - сказал он. При этом он подчеркнул, что турецкому политическому истеблишменту, который сгруппировался вокруг партии премьер-министра, в ближайшие годы удастся в определенной степени нейтрализовать влияние высшей военной верхушки, которая более заинтересована в сотрудничестве с Израилем.

Что касается внешнего давления на позицию Анкары, Сафрастян заметил, что в последние годы существенно уменьшилось влияние США и Запада в целом на региональную политику этой страны. "Учитывая тот факт, что Турция стремительно наращивает свой экономический потенциал, фактор динамичности турецкого общества, в ближайшие несколько лет тенденция со стороны Турции к сознательному ухудшению отношений с Израилем сохранится", - отметил тюрколог.

В то же время, по его словам, Турция заинтересована в сохранении связей с Израилем, и поэтому Анкара попытается создать впечатление полной готовности к разрыву отношений с Тель-Авивом и одновременно сохранить возможность для экономического, военного сотрудничества, в частности, по вопросу обмена информацией о деятельности курдских организаций на Ближнем и Среднем Востоке. "Турецкие политические силы, заинтересованные в ухудшении отношений с Израилем, будут и дальше использовать курдский фактор, не имея доказательств оказания военного содействия Тель-Авива курдскому квазигосударству на севере Ирака", - заявил тюрколог.