"С каждым годом русские представляют для Латвии все большую угрозу", "в Латвии не делается ничего для того, чтобы ликвидировать последствия оккупации", "многие латыши с Запада не возвращаются в Латвию, потому что тут слишком много русских", считает проживающий в США латышский эмигрант, врач-националист Айвар Слуцис. Именно фрагменты его переписки с министром иностранных дел Латвии Гиртом Валдисом Кристовскисом (Гражданский союз, "Единство") послужили поводом к громкому скандалу и требованиям оппозиции об отставке Кристовскиса с поста главы МИДа. ИА REGNUM Новости публикует фрагменты интервью со Слуцисом, которое опубликовал сайт nacionalisti.lv и перевел портал Mixnews.lv.

"Айвар Слуцис - живущий в США латыш-эмигрант, врач-рентгенолог, меценат образования и культуры, учредитель стипендии Айвара Слуциса и убежденный националист. С благословления Айвара Слуциса свет увидели книги писателя и фотографа Атмоды Гунара Биркманиса, где рассказывается о зверствах оккупантов в Латвии и грязном "закулисье" Атмоды, восстановлен памятник "Два брата" на Братском кладбище и сделано много других добрых дел. Айвар Слуцис также является духовным отцом одной из наиболее известных организаций националистов - Клуба латышских националистов.

- Пожалуйста, расскажите об обстоятельствах, при которых Ваша семья в 1944 году отправилась в ссылку.

- Мне было только 6 лет. Мой отец работал на велосипедной фабрике Эренпрейса. Отец рассказывал мне, что в 1941 году его не арестовали только потому, что его работа была достаточно важной (в 1941 году тех, кто что-то производил, обычно не вывозили), но он был в списке. Мой отец думал, что после второго прихода русских его обязательно арестуют, поэтому нам надо было выбраться, пока русские не вернулись. Но немцы не хотели отпускать отца и придержали его паспорт до последнего момента, поэтому прежде всего выехали мы четверо - я с мамой, братом и сестрой.

Сначала мы ехали на корабле из Риги в Данциг (сейчас - Гданьск. - прим. ред.), а затем поездом в Чехословакию, поскольку еще не знали, как будет разделена Германия - не хотели остаться в зоне русских. Отец явился через какой месяц. В то время русские уже вошли в Чехословакию. Через немецко-чехословацкую границу каждый день ездила машина с хлебом, в которой вся наша семья спряталась. Так нас перевезли из Чехословакии в Германию. Помню, отец говорил, чтобы я не разговаривал и вел себя тихо... Русские привыкли, что хлебная машина ездила там каждый день, и так мы попали в зону американцев. В то время уже было известно, что за границей Чехословакии находится зона американцев. Если бы случилось так, что англичане, французы, русские и американцы управляли Германией вместе, мы наверное бежали бы куда-нибудь еще, где не было бы русских, например во Францию.

- Что Вы думаете о последствиях Второй мировой войны, которые в Латвии по-прежнему не ликвидированы?

- Конечно, должно было быть так, чтобы все ушли обратно: как американцы ушли в Америку, так всем русским надо было уехать в Россию, а не оставаться в Прибалтике. В девяностые годы они как будто вывели свою армию, но все колонисты же остались.

- Как думаете, почему для решения этого вопроса по-прежнему ничего не делается?

- Потому, что все правительства до сих пор были полны старыми коммунистами, многие также, конечно, шантажировались, некоторые куплены, другие - запуганы. Ничего не делается для того, чтобы ликвидировать последствия оккупации.

- Создает ли пятая колонна только психологический дискомфорт и обостряет языковые проблемы, или она может создать реальную военную угрозу Латвии?

- Поначалу они были чуть потише, не были такими бравурными, но с каждым годом русские становятся все смелее и смелее. Они видели, что могут делать, что хотят, и теперь уже они являются реальной угрозой. То, что произошло в прошлом году в Грузии, в Южной Осетии я описал в статье в International Herald Tribune, которая публиковалась дважды - в ноябре и декабре. Русские в Южной Осетии создали ополчение, которое убило еще больше грузинских мирных жителей, чем российская армия. НАТО должно защищать Латвию, но это было бы сложно, если русские здесь создали бы свое ополчение. С каждым годом русские создают все большую именно военную угрозу. Если бы Латвия стала сильнее, то этого бы не было, но сейчас они представляют и военную угрозу, и угрожают языку и многим другим вещам.

Главная причина, по которой многие латыши с Запада, в том числе я, не возвращаются в Латвию, заключается в том, что здесь слишком много русских. Мы здесь не чувствуем себя как Латвии. Меня в 1992 году пригласили сюда работать врачом, но я сказал, что врач дает клятву обслуживать всех людей одинаково, но в Латвии я русского не мог бы обслуживать так же, как латыша. В Америке мне все равно, американец пациент или русский. В Латвии я всегда отдавал бы предпочтение латышу, чего не позволяет клятва Гиппократа.

- Что Вы думаете о том, что произошло в Латвии за последние двадцать лет - есть ли движение к чему-то хорошему?

- Абсолютно решительно нет. Если приехал в сентябре 1991 года, когда только рухнул Советский Союз. Я пошел на железнодорожный вокзал и думал, что увижу тысячи русских, которые уезжают прочь, и был удивлен, что этого не происходит. Я написал несколько статеек в газеты, которые ни одна не опубликовала. Редактором "Диены" в то время был Раудсепс. Уже с самого начала они не мыслили патриотично. Единственная газета, которая опубликовала мои статьи, была NRA. То, что здесь произошло, для меня было совершенно непонятно. Например, Горбунов должен был сидеть в тюрьме, а не в правительстве. Я не знаю, как это все поменять.

- Что вообще можно сделать - каковы шансы восстановить независимое государство?

- Латыши должны стать сердитыми. Пришло время стать сердитыми на всех старых коммунистов и воров и избрать новых людей.

- Я удивляюсь, как за двадцать лет могла так резко измениться ситуация - в годы Атмоды весь народ требовал деколонизации, а сейчас она воспринимается как ругательство. Как так может быть, что сами латыши сегодня выступают за сохранение оккупации?

- Я тоже не понимаю. Может они думали, что латышская Латвия сама собой воспрянет и им не нужно будет ничего делать. И сейчас многие говорят, что не будут участвовать в выборах, но самим же надо выбирать новых людей и выкидывать всех старых вон.

- Трудно кого-то выбрать, если сейчас все чаще и чаще у колонистов есть права голоса, поскольку гражданством разбрасываются направо и налево.

- Но это все надо исправить. Я думаю, что надо устроить такую почти что революцию - государству надо вернуть все имущество, которое не является частным еще с 1940 года, все гражданства, присвоенные в порядке натурализации необходимо заморозить, все надо начать с начала и правильно.

- Но при нынешней власти ничего такого никогда не произойдет.

- Поэтому нужны совершенно новые люди, которые никогда не были у власти.

- Visu Latvijai! сейчас - единственная партия, которая в своей программе выступает за деколонизацию.

- Да, поэтому латышам надо голосовать за тех, кто за это выступает. Большинство моих знакомых как в Латвии, так и американские латыши, будут голосовать за Visu Latvijai! Другие партии говорят, что латыши совсем не хотят деколонизации.

- Они не хотят потому, что сверху им внушают, что нельзя хотеть?

- Может быть. Но сейчас дела становятся все хуже, может пора взяться за радикальные действия, о которых раньше не думали. Почему Россия больше всего нападает именно на Латвию? Потому что ни Литва, ни Эстония не настолько уступчивы. Если бы мы стали строже, нам бы поддержали поляки, венгры, чехи...

- Почему эстонцы не осуществили деколонизацию, если у них духу больше, чем у нас?

- Я не знаю. Может на них влияет Финляндия, у которой с русскими большой бизнес. Но у эстонцев нет такого страха перед русскими, как у нас. У них в правительстве национальные люди. Латвия находится в самой худшей позиции. Виной тому и российская власть. Если бы остался Ельцин и мыслящие похоже, то все было бы не так страшно.

На самом деле русские вымирают - каждый год на полтора миллиона русских меньше. Поэтому не стоит учить русский язык, поскольку это вымирающий народ. В мире много более важных языков. В Восточной Европе молодые люди все реже знают русский язык.

Если какой-то предприниматель не дает работу из-за незнания русского языка, то его необходимо строго наказывать - после третьего раза надо закрывать бизнес. Нельзя позволять, что человеку не дают работу, если он говорит только на государственном языке. В США двенадцать миллионов мексиканцев. Там никогда не отказываются принимать на работу человека, который владеет только английским, лишь потому, что вокруг мексиканцы.

Я работаю в больнице, где тысяча сотрудников, из них два или три переводчика, за услуги которых мексиканцу надо платить, если он не знает английского. Так должно быть и здесь. Здесь так много вещей неправильных из-за того, что нет национальных людей. В Израиле много партий, которые ссорятся между собой, но против арабов они все едины. Так же надо бы и в Латвии - мы можем спорить о налогах, о том, о сем, но в вопросах о языке и деоккупации всем надо идти вместе.

- Расскажите о своей стипендии, которую учредили прошлой весной.

- Это стипендия фонда Витолсом моего имени. У меня четыре студента, сейчас думаю взять еще одного, чтобы было пять стипендий. Но читая заявки, вижу, что так много хороших студентов, может надо будет брать десять...

- Стипендии выделяют на образование малоимущих молодых людей?

- Да, молодежи из села и только латышам. Я бы удивился, если бы какой-нибудь левый начал волноваться, почему я даю стипендии только латышам, а не русским...

- В правилах не указано, что надо быть латышом, чтобы претендовать на стипендию.

- Надо быть из латышской школы. Если какой-то русский заканчивает латышскую школу, он может подать заявку. А мы уже можем выбирать, кому присваивать. В заявлении все написано - где родители, сколько зарабатывают, рекомендации... Фонд Витолса делает доброе дело, я сам этих детей никогда не нашел бы. Были у меня и другие стипендии - после конкурса о деколонизации я учредил стипендию для молодых учителей за патриотичное воспитание, была стипендия для патриотичных журналистов и т.д".

9 ноября состоится внеочередное заседание Сейма Латвии, на котором будет рассмотрен иницированный оппозицией запрос об отставке Кристовскиса с поста главы МИД Латвии. Поводом к этому послужила публикация на минувшей неделе порталом pietiek.com фрагментов переписки главы МИД и врача-эмигранта Айвара Слуциса, в которой министр полностью соглашается с мнением Слуциса о том, что "нельзя одинаково лечить латышей и русских". Эта переписка вызвала большой общественный резонанс, как в Латвии, так и в России и Америке, где работает латышский врач, а также острую реакцию пользователей Всемирной паутины.

Кристовскис потребовал у портала отозвать компрометирующую его публикацию, а тот в ответ - предложил Кристовскису опубликавать всю переписку со Слуцисом. Если же тот откажется опубликовать переписку со Слуцисом целиком и не отзовет свои заявление в адрес pietiek.com, портал рассмотрит возможность призвать Кристовскиса к ответственности через суд. Сегодня pietiek.com опубликовал полный текст письма Слуциса, из которого следует, что Кристовскис поддержал не только врачебные установки Слуциса, но и его программу последовательной "деоккупации" Латвии, включая претензии на возвращение Абрене (Пыталово) в состав Латвийского государства.