Приоритеты Китая и России препятствуют интеграции стран Центральной Азии: узбекские эксперты
Москва, 8 ноября, 2010, 17:33 — ИА Регнум. Проблема отсутствия экономической интеграции в Центральной Азии во многом определяется международной конъюнктурой вокруг региона и превалированием у центральноазиатских стран и их основных партнеров краткосрочных, причем узко-национальных интересов над видением стратегических перспектив и долгосрочных выгод от многостороннего сотрудничества. Так считают узбекские эксперты по вопросам Центральной Азии, политики России и Китая в регионе
"Во-первых, региональную интеграцию в значительной степени сдерживает устойчивая тенденция обострения внешней конкуренции за сферы влияния в Центральной Азии. Внешние силы зачастую рассматривают региональные инициативы и институты как механизмы проецирования своего влияния. Это выражается в столкновении различных стратегий по так называемому форматированию и переформатированию региона в рамках выгодных институтов, проектов, концепций и схем развития, в том числе в сфере транспорта и коммуникаций", - отмечают узбекские аналитики.
По их словам, в центре данной конкуренции, как правило, находятся вопросы освоения богатой минерально-сырьевой базы Центральной Азии и контроля направлений транспортировки сырьевых ресурсов на внешние рынки. В этой связи показательно, что в постсоветский период международное сотрудничество в сфере освоения, например, нефтегазового потенциала региона, реконструкции старых и строительства новых трубопроводов развивается наиболее успешно. "Во-вторых, налицо отсутствие значимых признаков межгосударственного сотрудничества в самой Центральной Азии. Во многом данное состояние дел связано с неготовностью стран региона признать важность наднациональных структур для развития экономической интеграции. Обостренное ощущение национального суверенитета во многом препятствует видению многостороннего сотрудничества как ситуации, выигрышной для всех сторон. Более того, центральноазиатские государства действуют разрозненно, пытаются проводить активную политику балансирования между основными мировыми и региональными центрами силы", - подчеркивают авторы исследования.
По их мнению, как один из результатов всего этого - стоимость перемещения грузов между странами региона и государствами Европы и Азии по железным дорогам Центральной Азии на 60-90%, а по автомобильным дорогам - на 80-120% превышает ту стоимость, которая могла бы быть в условиях сбалансированности транспортных потоков, беспрепятственного пересечения границ, низких транзитных пошлин и отсутствия проблем с визами.
"В-третьих, региональной интеграции препятствует и то, что Россия и Китай - естественные лидеры наиболее действенных интеграционных институтов -
Они обращают внимание на то, что в рамках ШОС многостороннее взаимодействие по вопросам развития транспорта и коммуникаций в Центральной Азии практически отсутствует и не может успешно развиваться в условиях нынешнего формата торговых связей остальных стран-членов организации с Китаем (по формуле "сырье в обмен на готовую продукцию"). В свою очередь, в рамках ЕврАзЭС сырьевая ориентации экономик стран-членов организации и фрагментация экономического пространства Сообщества также не позволяют вывести производственно-инновационное сотрудничество и взаимодействие по вопросам транспорта/коммуникаций на качественно новый уровень. "В итоге в настоящее время сотрудничество Китая и России со странами Центральной Азии осуществляется преимущественно на двусторонней основе, сфокусировано во многом на нефтегазовой сфере и обслуживающем ее трубопроводном транспорте. Многочисленные же инициативы по реабилитации и развитию единого транспортного пространства Центральной Азии, в целом экономической интеграции, в том числе в рамках ЕврАзЭС и ШОС пока остаются малорезультативными и идут в основном в русле политико-пропагандистской риторики", - заключают узбекские эксперты.