Борут Гргиг, основатель и председатель инициативы TransCaspian Европейского политического центра, старший научный сотрудник Atlantic Council опубликовал в американской деловой газете Wall Street Journal статью с призывом к Европе принять меры для избежания очередной войны на Южном Кавказе. Приведем статью Борута Гргига полностью.

"В то время как большинство европейских правительств сокращают расходы на оборону, чтобы сбалансировать бюджеты и сокращать долги, есть по крайней мере две страны на континенте, которые делают прямо противоположное: Азербайджан и Армения увеличивают свои военные расходы, и делают так в течение последних нескольких лет. Две страны застряли в замороженном конфликте Нагорного Карабаха, и если европейские лидеры не начнут принимать его всерьез, в регионе может разгореться еще одна очень горячая война.

Нагорный Карабах является областью Азербайджана, однако Баку потерял контроль над ним в 1993 году в войне с Арменией. В дополнение к нагорно-карабахскому конфликту, армянские войска оккупировали еще семь прилегающих территорий. Азербайджан, который является богатой запасами углеводородов страной и любимцем западных энергетических компаний, находит нынешнюю ситуацию неприемлемой. Один миллион внутренне перемещенных азербайджанцев и утратившая новизну мирная инициатива Минской группы ОБСЕ, частично виноваты в растущем нетерпении Баку. Более уверенный в себе, богатый и имеющий военный бюджет в более $3 млрд Азербайджан в настоящее время все более убеждается в том, что война за освобождение Нагорного Карабаха может быть не таким уж плохим вариантом.

Несмотря на воинственные заявления азербайджанских высокопоставленных лиц, Европейский союз адекватно не реагирует ни на Азербайджан, с вновь обретенной уверенностью в себе, ни на эскалацию в регионе. ЕС отказывается взять на себя больше ответственности за безопасность на Южном Кавказе, в результате чего многие европейские страны предпочитают поддерживать теплые отношения с Москвой для выстраивания сотрудничества в области обеспечения безопасности государств Южного Кавказа.

Проблема не нова. В 2008 году Брюссель не обратил внимания на предупреждения президента Грузии Михаила Саакашвили, а когда Россия признала независимость отделившихся от Грузии Абхазии и Южной Осетии и началась война между двумя странами, Европа попыталась отреагировать. (Два года спустя, мы все еще пытаемся). Европейские механизмы по предотвращению конфликтов провалились, что и частично стало причиной проблемы 2008 года. Европа отказалась сотрудничать с г-ном Саакашвили по вопросам безопасности и интеграции. Большинство европейцев увидели в нем темпераментную проамериканскую марионетку, а многие столицы ЕС активизацию контактов с Грузией рассматривали в рамках обязательств в отношениях с Москвой. Тем не менее, в сообщении г-на Саакашвили, сделанном Европе на саммите НАТО в Бухаресте в этом году, было важно одно: стабильность на Южном Кавказе останется хрупкой до тех пор, пока в регионе присутствуют замороженные конфликты. Это означает, что Европа должна признать реалии безопасности в регионе, который все-таки является частью Европы, и через которую идут магистральные трубопроводы, соединяющие Европу с каспийской нефтью и газом.

Два года спустя трудно сказать, поняла ли Европа мессидж г-на Саакашвили. Сегодня азербайджанский президент Ильхам Алиев отправляет европейцам тот же мессидж: приступите к своим обязательствам по обеспечению безопасности в регионе, и мы не будем вынуждены пустить в ход наших военных. В то время, как вести диалог с Баку по сотрудничеству в энергетической сфере является необходимостью, подход Европы в глазах азербайджанцев не является сбалансированным партнерством.

Это необходимо изменить - ради ЕС и всего континента. Крайне важно, чтобы лидеры ЕС серьезно отнеслись к вопросу безопасности на Южном Кавказе и поняли предупреждение Азербайджана. Непосредственное и активное участие ЕС может снизить напряженность в регионе и вернуть Армению и Азербайджан за стол переговоров.

Если Брюсселю не удастся сделать этого, и на Кавказе вспыхнет новая война, безопасности ЕС будет нанесен серьезный ущерб. Кроме того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном подорвет деятельность западного энергетического коридора, он поставит также под удар юго-восточную часть ЕС, делая ее более уязвимой перед угрозами контрабанды и терроризма. Еще одна война в регионе может также еще более осложнить отношения Европы с Россией.

Поскольку Азербайджан и Армения являются участниками программы ЕС "Восточное партнерство", Европа имеет необходимые рычаги для обеспечения мира. Следующий саммит "Восточного партнерства" в мае следующего года в Будапеште представит Европе возможность, которую нельзя упустить, в первую очередь, для защиты своих собственных интересов. Вопрос обеспечения безопасности на Южном Кавказе является экзистенциальным для Европы. Вопрос, в каких регионах Брюссель способен предотвращать конфликты, звучит так же серьезно, как и вопрос о том, где расположены границы Европы. Безопасность ЕС и стабильность на континенте являются оборотными сторонами одной медали".