"Не спрашивай, по ком звонит колокол...": канцелярия первого министра ИД Армении отвечает канцелярии второго президента
Армения, 1 ноября, 2010, 11:55 — ИА Регнум. Агентство ИА REGNUM Новости получило письмо пресс-секретаря партии "Наследие", основателем и председателем которой является первый министр иностранных дел Армении
Письмо является ответом на опубликованное нами 26.10.10 письмо канцелярии второго президента Армении Роберта Кочаряна, касавшееся интервью экс-министров ИД Армении Раффи Ованнисяна, Ваана Папазяна и Александра Арзуманяна нашему агентству.
Публикуем ответ пресс-секретаря партии "Наследие" Овсепа Хуршудяна полностью.
На днях агентство ИА REGNUM Новости распространило письмо руководителя канцелярии экс-президента Армении Роберта Кочаряна
Будучи уверенными, что содержание вышеуказанного письма по меньшей мере было согласовано с Р. Кочаряном, и оставляя в стороне нервозный и неуважительный стиль письма и неудавшиеся "остроты" - сами по себе много чего говорящие об авторе (авторах?), считаем необходимым коснуться некоторых комментариев и оценок, которые являются реакцией на итервью, данному Раффи К. Ованнисяном агентству "ИА REGNUM Новости" 10 октября этого года по существу.
Итак, канцелярия второго президента дословно признается и утверждает, что до 1997 г., когда Нагорно-Карабахская Республика, по подтверждению руководителя канцелярии, была выведена из переговорного процесса, Роберт Кочарян в качестве президента НКР участвовал во многих встречах, а в период его правления в качестве президента Армении Арцах непосредственно участвовал лишь в мониторинге режима прекращения огня, осуществляемого при посредничестве спецпредставителя председателя
"Новосозданная Минская группа в период с июня по сентябрь того же года (1992 г.) провела в Риме пять встреч между сторонами. Представители НКР - Роберт Кочарян,
До того как перейти к другим признаниям канцелярии Р. Кочаряна, считаю необходимым коснуться критики В. Согомоняна по поводу формулировки "избранных и других представителях", нашедшего место в 10-м пункте документа, утвержденного на дополнительной встрече Совета СБСЕ 24 марта 1992г. в Хельсинки. Так как на этой встрече участвовал Раффи Ованнисян, а не Роберт Кочарян, к сведению общественности, а также канцелярии второго президента, сообщим некоторые подробности бурных дебатов, имевших место на этой встрече.
Как всегда, так и на этой встрече, Раффи Ованнисян высказывался в пользу самоопределения Арцаха и согласовал включение в предварительный вариант упомянутого документа формулировки "правительство НК". Но когда пришедшая на помощь Азербайджану Турция выразила несогласие с данной формулировкой, Р. Ованнисян все же добился того, чтобы требование оппонентов перефразировать формулировку в "армянская и азербайджанская общины НК области Азербайджана" было отвергнуто, а в компромиссном варианте отсутствовали слова "азербайджанская", "Азербайджан", "общины", и были приняты формулировки, почти равнозначные формулировкам "правительство НК" слова "избранные и другие представители НК". Поясним, что под "избранными избранными представителями НК" могли подразумеваться только президент Арцаха и должностные лица его делегации, а под "другими представителями" - представители армянской и других общин, социальных, религиозных и других важных групп.
Это создавало сравнительное преимущество для арцахской стороны (в том числе в отношении к представителям азербайджанской общины) - для закрепления путем последовательной работы своего превосходящего статуса в качестве представителей государства. Но, к сожалению, Роберт Кочарян нарушил предписание - не садиться за официальный стол переговоров вместе с представителем азербайджанской общины НК до того, как будет закреплен статус делегации НКР в качестве стороны переговоров от НК. Кочарян сел за стол, последовав совету других, и тем самым легитимизировал азербайджано-турецкий подход "двух общин", допустив, чтобы его представили в качестве представителя армянской общины.
К слову, именно на дополнительной встрече Совета СБСЕ 24 марта 1992 г. в Хельсинки было достигнуто включение в утвержденный документ требования об обеспечении "гуманитарного коридора между Арменией и НК", которое было исполнено героическими усилиями армянских бойцов в мае 1992 г. После продвижения армянских сил, против Армении и НК не было принято ни одной резолюции, так как открытие гуманитарного коридора между Арменией и НК уже было легитимно признанным на международном уровне тербованием, которое Азербайджан отказывался выполнять, а международное сообщество оказалось не в силах самостоятельно обеспечить его исполнение, почему и не могло обвинить армянскую сторону в исполнении своего же требования.
Говоря об отдельных переговорах между фактическим главой НКР - председателем ГКО Робертом Кочаряном и президентом Азербайджана
Вместо этого, может ли автор письма упомянуть, сколько встреч президентов НКР и Азербайджана было организовано в период президентства Кочаряна в Армении, в том числе назначенным им министром иностранных дел? Понятно, почему ему остается в качестве достижения представлять всего лишь нечастые и имитационные визиты в Степанакерт сопредседателей Минской группы.
В письме-отзыве также говорится, что во время переговоров "интересы НКР преследует президент РА, согласуя свои действия с президентом НКР". Напомним, что этот подход красной нитью проходил также в конртраргументах, приводимых Р. Кочаряном на состоявшихся накануне президентских выборов 2003 году теледебатах кандидатов в президенты. К этому надо добавить неоднократные в последние годы заявления сопредседателей Минской группы о том, что в переговорном процессе "Нагорный Карабах был заменен Арменией в 1998-м году по решению официального Еревана". Неизвестно, почему канцелярия Кочаряна не попыталась "ответить" на эти заявления сопредседателей
А реальность такова, что этому решению предшествовало другое, не менее разрушительные решение, принятое в Ереване: премьер-министром Армении был назначен законно избранный президент Нагорного Карабаха, в то время, как мы требовали международного признания Арцаха. Это было грубое концептуальное и практическое упущение, и ничто иное, как проявление подхода непризнания Арменией НКР и его суверенитета.
И, наконец, о "Мегринском варианте". 25-го апреля 2000-го года назначенный Кочаряном министр иностранных дел во время встречи с армянской общиной в Глендейле заявил, что "Мегри" - был одним из нескольких вариантов, обсуждаемых в ходе переговоров, и нет ничего неправильного в рассмотрении всех вариантов (об этом была статья в "Аравоте"). Кроме того, в 2000-м году, в рамках передачи "Етгрутюн" ("Постскриптум") телеканала "А1+", тот же министр иностранных дел заявил, что обсуждаются вопросы симметрии и асимметрии коридоров, связывающих Армению с НКР и Азербайджана с Нахичеваном. Так что советуем канцелярии Р. Кочаряна сначала опровергнуть заявления, сделанные в свое время своим же министром иностранных дел, и только потом отвечать другим.
Видимо, по поводу подобных случаев метко заметил