Один из авторов интернет-проекта Института стратегического анализа и прогноза (Киргизия) Язмурад Хуммедов считает, что западные компании охватила "лихорадка интереса" к нефтегазовым перспективам шельфа Туркмении, передает корреспондент ИА REGNUM Новости. По его словам, в середине октября старший вице-президент по стратегии развития французской компании Total Патрик Пуянне встречался с руководством Агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркмении. Французы предложили туркменам сотрудничество по широкому кругу нефтегазовых вопросов, но в первую очередь их интересует освоение морских и прикаспийских месторождений.

"Total не первая западная компания, которая рвется в последнее время на туркменский шельф Каспия. В конце лета целый ряд американских инвесторов - Chevron, ConocoPhillips, TX Oil, эмиратская Mubadalla подали заявки на освоение блоков 19 и 20 в южной части каспийского сектора Туркмении. Здесь еще нет разведанных запасов, хотя по аналогии с южной частью противолежащего азербайджанского шельфа можно предположить, что основная часть углеводородов приходится на газ. Интерес европейцев и американцев подогревает проект трубопровода NABUCCO для доставки азиатского газа в ЕС, и нынешний западный крен в энергетической и инвестиционной стратегии Ашхабада, который компании хотят использовать, пока политический ветер не поменялся", - отмечает эксперт.

По его мнению, политический фон - важная часть инвестиционного климата и перспектив в той или иной стране. Другая важная часть - опыт уже действующих иностранных инвесторов, в данном случае, на туркменском шельфе. Добычу здесь ведут две компании и обе в Челекен-Ливановской зоне поднятий, делящей туркменский шельф на северный и южный. Компания Dragon Oil, подконтрольная эмиратской ENOC, разрабатывает месторождения Джейтун и Джигалыбек. Их доказанные и вероятные запасы нефти, составляют 389 млн баррелей по собственным оценкам, и около 60 млрд м3 газа по подсчетам экспертов. Dragon начал добычу нефти в 2000 году на уровне 210 тыс. т, и довел ее до 2,2 млн в 2009-м.

"С производством газа дела обстоят намного хуже. Компания планировала начать его еще в первой половине этого десятилетия и довести до 2 млрд кубов в год. Однако дело не сдвинулось с мертвой точки, поскольку туркменская сторона отказывается включить газ Dragon в свои экспортные поставки. В результате, оператор частично сжигает газ, частично использует его для снабжения своего промысла и поселка Челекен. Малазийская компания Petronas - оператор проекта "Блок I" с месторождениями Махтумкули, Овез и Диярбекир, контракт по которому был подписан в 1996 году. Компания ведет добычу уже пятый год, увеличив ее за это время с менее 40 тыс. твг в 2006-м до 300 тыс. т в 2009-м. Но в нынешнем году планы реализуются медленнее, чем хотелось бы. Одна из причин в том, что оператор не может решить задачу утилизации летучей фракции при разработке нефтегазовых залежей и поднять производство. Между тем Petronas в середине 2000-х годов даже договаривалась с казахстанской компанией "КазТрансГаз" о том, чтобы починить трубопровод САЦ-3 и начать поставки в Россию. Но туркменские власти и в этот раз не захотели допустить инвестора к экспорту газа даже при своем посредничестве", - подчеркивает Хуммедов.

По его словам, тем не менее, этих операторов выручает то, что они ведут разработку залежей, открытых еще в советскую эру. То есть компании испытывают трудности с использованием газа, но хотя бы не имели геологических рисков при осуществлении своих проектов. Это важно, поскольку опыт поиска новых месторождений на туркменском шельфе пока неудачный. С 2002 года сначала Maersk Oil (Дания), а затем консорциум в составе присоединившихся Wintershall (Германия) и ONGC Videsh (Индия), ведет разведку объединенных морских блоков 11-12 в центральной части туркменского шельфа. Консорциум пробурил здесь две скважины, ни одна из которых не дала промышленных притоков углеводородов, и теперь проект фактически закрыт. "Другая германская компания RWE Dea AG подписала в июле 2009 года контракт на разведку блока 23 в южной части шельфа, где надеется отыскать значительные запасы газа. В нынешнем году компания подготовит экологическую экспертизу для проведения сейсморазведки методом 3D. В ее среднесрочных планах - до 2015 года - бурение трех разведочных скважин. Российская "Итера" на своем блоке 21 с прогнозными ресурсами 219 млн тонн нефти, в нынешнем году планирует геологоразведочные работы и проведение оценки состояния окружающей среды. Хотя с момента подписания СРП в сентябре 2009 года минул только год, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов в августе 2010 года уже заявил, что недоволен медленными, с его точки зрения, темпами развития проектов "Итеры" и RWE. А вот канадская компания Buried Hill Energy с 2009 года осуществляет сейсморазведку спорного туркмено-азербайджанского участка "Сердар". В него входят одноименное месторождение с запасами 200 млн тонн нефти, а также Осман (в Азербайджане - Азери) и Омар (Чираг). Причем два последних включены в контрактную территорию международного консорциума АМОК с 1994 года, то есть канадцы оказались заложниками межгосударственных проблем. Скорее всего, из-за опасений ввязаться в международный конфликт инвестор действует очень неспешно, ведь хотя месторождение Сердар (в Азербайджане - Кяпаз) было выявлено еще в советскую пору, оператор все еще выбирает место для бурения первой разведочной скважины", - считает аналитик.

Он обращает внимание на то, что совокупный опыт инвесторов на туркменском шельфе показывает, что официальный Ашхабад крайне настороженно относится к возможностям допустить иностранных операторов к экспорту газа. Перспектива сооружения NABUCCO помогает туркменам поднять интерес западных компаний к своим морским проектам. Однако совершенно не факт, что новые операторы получат доступ к этой трубе. Дело не только в имеющемся опыте Dragon и Petronas. Туркмения строит газопровод "Восток - Запад" с пропускной способностью 30 млрд кубов в год из юго-восточной части страны к каспийскому побережью для того, чтобы, начиная с 2015-2016 года, экспортировать газ из своих гигантских месторождений Южный Йолотань/Осман и, возможно, Довлетабад. "Намерения президента Бердымухаммедова относительно этого проекта весьма серьезные. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в октябре туркменский лидер отправил в отставку председателя концерна Нуры Мухаммедова с формулировкой "за серьезные недостатки в работе". Под ними подразумевалось, что Мухаммедов допустил отставание от графика строительства "Восток - Запад". Исполняющим обязанности председателя назначен Довлет Моммаев, заместитель главы концерна, ответственный за строительство объектов газовой индустрии. Такое назначение также свидетельствует о важности строящегося газопровода для президента и экспортной стратегии Туркмении", - указывает автор исследования.

По его мнению, сооружение трубы "Восток-Запад" к 2015-2016 году независимо от того, пойдет ли газ юго-восточной Туркмении в планируемый Транскаспийский газопровод для соединения с NABUCCO, или же в проектируемый Прикаспийский, в любом случае ставит морских операторов в крайне затруднительное положение. "Ведь из восточной части страны будет подаваться газ, добытый национальными предприятиями, то есть обеспечивающий Ашхабаду 100%-й доход от производства и экспорта. А на шельфе Каспия планируется и ожидается добыча иностранными операторами, с которым туркменскому правительству надо делить продукцию. Иначе говоря, им предлагается взять на себя геологические риски, производственные проблемы, а по получению газа, либо запереть его в недрах, как это сделал Petronas, либо отдавать ее как делает Dragon на Челекене. Выбор Ашхабада при экспорте газа очевиден - такова его стратегическая линия. И нынешние политические игры вокруг трубопроводных и морских проектов это новая удачная туркменская находка для повышения привлекательности инвестиционного климата", - заключает эксперт Института стратегического анализа и прогноза.