Аресты представителей различных структур в Грузии, на самом деле, проводятся не столько из-за совершенных этими лицами преступлений и нарушений закона, сколько с целью пополнения госбюджета, или так называемого "правительственного кошелька", считает эксперт Георгий Хухашвили. В интервью грузинской газете "Квирис палитра" ("Палитра недели") он анализирует события последних недель, когда правоохранительные органы раскрыли одно за другим несколько крупных правонарушений и провели ряд спецопераций по задержанию врачей, торговцев, сотрудников частных фирм и правительственных структур. Эксперт в этой связи делает неутешительные выводы.

По его мнению, такие массовые спецоперации проводятся разве что в Испании и Италии, когда борются с организованными преступными группировками. В Грузии же речь идет о мелких нарушениях закона, и подобные массовые репрессии на этом фоне не могут считаться здоровыми процессами, отмечает он и подчеркивает, что здесь имеет место вопрос политической конъюнктуры. Подобные спецоперации в Грузии проводятся по директиве свыше, обычно, когда возникает проблема пополнения налоговой части бюджета, причем, как заметил Хухашвили, дела, возбужденные в ходе таких спецопераций, как правило, завершаются процессуальными сделками и пополнением бюджета солидными суммами. "Кампании "по снятию сливок" преследуют несколько целей: пополнение бюджета и наказание непослушных", - заявляет Хухашвили.

Он проводит параллель с дореволюционным периодом и подчеркивает, что до революции Грузия была коррумпированным государством, причем коррупция процветала на всех уровнях. Сегодня же коррупция монополизирована в верхах власти. "Правительство создало довольно интересную систему. Вертикаль в части доходов полностью очищена от коррупции и внедрено следующее правило: давайте, все деньги внесем полностью в бюджет и будем тратить их по своему усмотрению прямо оттуда. Более того, никакого значения не имеет, пятьдесят миллионов будет в президентском фонде или сто. Реально у правительства есть все механизмы, чтобы расходовать бюджетные средства так, как пожелает. Мы имеем дело с непрозрачностью не только этих фондов, но и с тотальной непрозрачностью действий властей", - поясняет эксперт.

По его словам, созданная в Грузии после революции роз система является монопольно-коррупционной, а госбюджет не напрасно называется "правительственным кошельком", так как все производимые из госбюджета расходы ограничиваются политическими и личными интересами власть имущих. "Правительство не называет это коррупцией. Оно делает все для того, чтобы общество признало коррупцией получение конкретным чиновником конкретной денежной суммы на руки. Коррупция, по моему мнению, это распределение долей в бизнесе между группами олигархов, это нецелесообразное расходование бюджетных средств", - считает Хухашвили.

Коррцупция состоит еще и в том, что деньги бюджета тратятся на политические цели одного определенного политического субъекта. Эксперт напомнил "признательные показания" правительства в тот период, когда в Тбилиси проходили массовые акции протеста с требованием досрочных выборов. Тогда и президент, и представители правительства были против выборов и заявляли, что это очень дорогое удовольствие, которое обходится бюджету, как минимум, в миллиард лари.

"Коррупция - это и расходование денег на выборы. Представьте, что ремонт крыш домов и благоустройство улиц перед выборами - это тоже коррупция", - заявляет Хухашвили и констатирует, что в Грузии была произведена трансформация ранее существовавшей тотальной коррупции, в результате которой госбюджет превратился то ли в правительственный кошелек, то ли в кассу президента. Что касается общей политической ситуации в стране, эксперт считает, что в Грузии налицо как правительственный кризис, так и кризис политической элиты, так как у правительства фактически политического оппонента нет и политические процессы в стране вообще не происходят.

"Ресурсов для того, чтобы перейти с правительством в режим политического оппонирования, ни одна политическая сила в себе не находит, соответственно они переходят на политической арене "в свою весовую категорию" и вступают в спарринг только друг с другом. Трудно сказать, кто из оппозиции повязан с властями, а у кого просто интеллектуальный кризис. Но факт, что у властей во внутриполитическом смысле сегодня проблем нет, и они правят ситуацией, как пожелают", - подчеркнул эксперт. Он считает, что такое затишье долго не протянется, и в связи с приближающимися выборами в России определенные процессы начнутся и в Грузии, и 2011 год может стать для страны довольно драматичным. Тем более, что на фоне формирующихся в стране якобы новых политических объединений никаких новых лиц не видно, кризис углубляется, и, вполне вероятно, что все эти моменты сумеет эффективно использовать "враг", кто именно - эксперт не называет.