"Российская сторона дала четкий сигнал мировому сообществу, что развитие Северного морского пути не осилить в одиночку, что России нужны иностранные инвестиции", - так определил нынешнюю ситуацию вокруг этого глобального вопроса координатор проекта "Северный морской коридор" в Архангельске Владимир Харлов.

"Начиная с мая 2010 года проект СМК и все наши партнеры и представители правительств Великобритании, Голландии, Норвегии, региональной власти и бизнеса очень активно ведут переговоры. Но сложилось сразу несколько вопросов, направлений, решений, которые продвигаются, но из-за своей масштабности, многозначительности требуют времени", - сказал он. Сейчас можно сказать определенно - проект "Северный морской коридор" получил добро на развитие. Теперь предстоит работать бизнесу, но государство будет помогать ему в этом. Нужно решать конкретные вопросы, связанные с таможенным режимом, вопросы с грузопотоком, с оборудованием космических станций, береговой инфраструктуры. "Конечно, нужно инвестировать в инфраструктуру Архангельского морского порта. Здесь речь идет о перегрузочном оборудовании, об инвестировании в контейнерный терминал, и в речной морской вокзал, как структурное подразделение Архангельского морского порта. Но если обсуждать эту тему, то областное министерство экономического развития должно четко просчитать те преференции, которые получат инвесторы", - говорит Владимир Харлов.

Уже сейчас существуют туристические туры по арктическому региону. Сейчас идет обсуждение, как минимизировать использование ледокольной проводки в северных морях.

Где будет создаваться региональная администрация "Северного морского пути", пока не явно. По мнению Харлова, она должна быть в Архангельске. Но существует и другая точка зрения - что как и все наиболее масштабные проекты, головной офис проекта будет располагаться в Москве.