С отставкой Лужкова закончились представления о Медведеве, как об "интеллигенте во власти", фигуре слабой, переходной и несамостоятельной - такое мнение высказали эксперты, руководители Фонда "Центр политических технологий" Игорь Бунин и Алексей Макаркин. "Смещение Юрий Лужкова с поста мэра Москвы - первый ярко выраженный "львиный" шаг Дмитрия Медведева в качестве президента. И, одновременно, ярко выраженная заявка на второй президентский срок в 2012 году. Фактически Медведев начал подготовку к избирательной кампании, что видно и по многим другим признакам", - считают аналитики.

"Послание президента в нынешнем году будет носить ярко выраженный социальный характер, оно будет обращено не только к элитам и наиболее "продвинутым" группам общества, но и к будущим избирателям, для которых именно эта тематика является приоритетной. Президент в последние недели посещает провинциальные магазины, интересуясь ценами на хлеб и вызывая восторг покупателей... Вместе с Виктором Януковичем он участвует в автопробеге - подобных действий с его стороны раньше не наблюдалось, - напомнили эксперты. - Есть и другие признаки, уже связанные не с имиджевыми ходами, а с сущностными решениями... В этом ряду - реформа МВД, которую Медведев инициировал; более того, он внес существенные изменения в ее ведомственный проект, не только переименовав милицию в полицию, но и стараясь внедрить западные принципы поведения полицейского, предъявляющего задержанному свой жетон и зачитывающему ему его права. Создается самостоятельный Следственный комитет, который может стать основой для формирования единого органа следствия, чему активно сопротивляются "силовики", способные потерять в результате часть своих полномочий. Быстро завершается процесс вступления России в ВТО... К середине первого срока Медведева определились и приоритеты внешней политики, в которой основным стал западный вектор (только с Запада Россия может получить современные технологии для "умной" экономики), а необходимым балансом для него - развитие отношений с Китаем. В рамках западного вектора в последние дни также сделан сильный ход - несмотря на сопротивление "ястребов" и оборонных лоббистов, Россия резко и знаково ужесточила свою позицию по отношению к Ирану".

Но даже на фоне всех этих событий смещение Лужкова является наиболее показательным, констатируют эксперты. "Президент, которому традиционно свойственно сочетание настойчивости и осторожности ("лисья" стилистика, если следовать классификации Макиавелли и Парето), пошел на риск, учитывая "укорененность" мэра в столице. Риск, разумеется, не в том, что его кандидат на пост мэра не будет одобрен столичным парламентом - он будет готов поддержать любого выдвиженца Кремля. Тем более что по закону региональная "Единая Россия" не имеет права предлагать своих кандидатов - это прерогатива федерального руководства партии, которое будет действовать, исходя из интересов центра. Проблема в другом - насколько новый глава Москвы сможет соответствовать общественным ожиданиям, стать гарантом того, что привычная для москвичей социальная модель (с бесплатным проездом пенсионеров и "московскими" пенсионными надбавками) останется в неприкосновенности", - заключили аналитики.

Судя по всему, Медведев до самого конца хотел избежать сценария, при котором он должен уволить сохранявшего популярность на столичном уровне мэра - для него было бы выгоднее, если сам Лужков представил бы своего преемника и оказал ему моральную поддержку, подтвердив неприкосновенность социальной модели, полагают Бунин и Макаркин. "Однако этот сценарий стал невозможен после того, как мэр отказался добровольно переходить на предлагавшиеся ему должности, не насыщенные реальным политическим влиянием, а в течение всего конфликта не проявлял какой-либо склонности к компромиссам. После этого сохранение Лужкова на посту мэра стало бы сильнейшим репутационным ударом по Медведеву, чего президент не мог допустить. Риски, связанные с заменой мэра, оказались меньшими, чем риск демонстрации слабости. Одновременно, кстати, маловероятным становится и вариант разделения постов мэра и председателя столичного правительства; усложненный с управленческой точки зрения, он представлял бы собой политический компромисс, актуальность которого стала весьма сомнительной".

Приняв решение об отставке Лужкова, Медведев дал сигнал элитам, причем не только московским, подчеркнули аналитики.

"Безусловно, вопрос об участии кандидата от власти в выборах 2012 года будет решаться, как это предусматривалось и раньше, в результате договоренностей двух участников правящей диархии. Однако если до "львиного" решения президента по Москве многие наблюдатели считали, что роль Медведева в этом вопросе будет все же не главной, теперь становится окончательно ясно, что речь идет о системе, по крайней мере, двух равных лидеров, которые примут решение, исходя из общих интересов", - констатировали эксперты.