"Не хочу в это верить, но может случиться так, что "купленные" [президентом латвийской национальной авиакомпании Бертольдом] Фликом бренды airBaltic могут перейти к какой-либо другой компании. К примеру к той, которую Флик сейчас создает в Литве", - заявил депутат Европейского парламента и кандидат в премьер-министры от объединения "Все - Латвии!" - ТБ/ДННЛ Роберт Зиле. Так Зиле прокомментировал известие о том, что глава airBaltic Бертольт Флик решил создать новую авиакомпанию в Литве. Именно ТБ/ДННЛ курирует в настоящее время Министерство сообщения Латвии, которое ответственно за состояние дел в наполовину принадлежащем латвийскому государству airBaltic.

Между тем, 20 сентября в ходе совместной пресс-конференции Бертольд Флик и и министр сообщения Литвы Элигис Масюлис объявили, что в апреле 2011 года принадлежащая Флику компания Baltijas aviācijas sistēmas, которой принадлежат 47,2% airBaltic, начнет работу на литовском рынке, совершая полеты из Вильнюса. "Литва кажется нам привлекательной как потенциальный рынок, а бизнес-среда в этой стране имеет возможности для стремительного роста", - сказал Флик. В Литве компания Флика будет летать под новым брендом, который будет зарегистрирован в Вильнюсе. Название новой авиакомпании станет известно в январе 2011 года. Планируется, что начальные инвестиции в создание новой авиакомпании составят 3,5 млн литов (около 1 млн евро), а позже будут доведены до 69 млн литов (19,53 млн евро).

Конкурировать компания будет за счет низких цен и привлекательных маршрутов. Изначально Флик собирается использовать три самолета Boeing 737, а к 2015 году увеличить флот до пяти самолетов Boeing 737 и пяти Bombardier Q400, которые будут летать по 28 маршрутам. В 2011 году авиакомпания Флика начнет летать из Вильнюса регулярными рейсами в Дублин, Париж, Мюнхен, Рим, Варшаву, Стамбул и Москву, а также туристическими рейсами на Мальорку, в Афины, Ларнаку, Анталию и Хургаду. С 2012 года к этим направлениям добавятся Санкт-Петербург, Хельсинки, Берлин, Будапешт, Киев, Копенгаген, Гданьск и Осло, а с 2013 - Брюссель, Франкфурт, Тель-Авив, Милан и Малага.

Министерство сообщения Литвы встретило планы Флика поддержкой. "Мы надеемся, что планы новой авиакомпании будут успешно воплощены в жизнь. Она полезна для нашей страны, так как поможет привлечь дополнительные инвестиции и обеспечить новые направления авиаперелетов. Минсообщения, в свою очередь, обещает и дальше развивать инфраструктуру литовских аэропортов и создавать благоприятные условия для работы авиакомпаний", - сказал Масюлис. Таким образом, Флик входил в неизбежный конфликт интересов. Будучи главой и совладельцем airBaltic, которая осуществляет полеты из Вильнюса, он со своей компанией будет заниматься тем же видом хозяйственной деятельности, вступая в конкуренцию с airBaltic. Ранее Флик уверял, что намерен развивать в качестве прибалтийской региональной авиакомпании наполовину принадлежащий государству airBaltic.

Ввиду озвученных нынешним главой airBaltic планов в отношении литовского рынка авиаперевозок в новом свете предстает осуществленная компанией Флика в декабре прошлого года сделка по приобретению за 13 млн евро бренда airBaltic и еще пяти связанных с ним товарных знаков. "Ситуация, когда президент государственной авиакомпании создает другое авиаобщество, которое может с ней же конкурировать, абсурдна. Это лишнее доказательство абсурдности некогда принятого [тогдащним министром сообщения] Айнаром Шлесерсом решения отказаться от права первой руки на покупку акций airBaltic у SAS и, по сути, отдать их Флику. Об этом слишком рано судить объективно, но не исключаю того, что действия Флика по покупке брендов airBaltic и созданию для него потенциального конкурента направлены на то, чтобы снизить стоимость авиакомпании", - заявил по этому поводу Зиле. По его словам, до сих пор не известно, действительно ли Флик заплатил национальной авиакомпании за, якобы, купленные у нее бренды. "Не хочу в это верить, но может случиться так, что "купленные" Фликом бренды airBaltic могут перейти к какой-либо другой компании. К примеру, к той, которую сейчас создает Флик", - предположил политик.

Зиле подтвердил мнение независимых экспертов о том, что заявление Флика носит предвыборный характер и призвано показать несостоятельность министра сообщения Каспара Герхардса (ТБ/ДННЛ), который "не может справиться с одной государственной же авиакомпанией". На вопрос о том, может ли вице-мэр Риги и кандидат в премьер-министры от объединения "За хорошую Латвию!" Айнар Шлесерс преследовать свои личные интересы, влияя на авиакомпанию airBaltic, Зиле ответил: "В чем-чем, а в бизнесе Шлесерс разбирается хорошо. По крайней мере, он точно умеет добиться снижения или увеличения стоимости какой-либо компании, если это выгодно. Что касается того, имеет ли Шлесерс неофициальное влияние на airBaltic, то я этого не знаю, но полагаю, что правоохранительные организации давно должны заняться выяснением того, не скрываются ли за принимаемыми в авиакомпании решениями интересы каких-либо групп".

На вопрос о том, что бы он посоветовал в этой ситуации делать своему соратнику Каспару Герхардсу, Зиле ответил - "сохранять спокойствие": "Мне было известно, что Флик готовится сделать такое заявление, и мы с министром сообщения это обсуждали. Я думаю, следует сохранять спокойствие и найти способ конструктивно обсудить с Фликом как судьбу брендов, так и планы относительно новой авиакомпании, запросив у него всю необходимую информацию". Вопрос о соответствии Флика занимаемой должности, по словам Зиле, мог бы быть поднят, однако договор с Baltijas Aviācijas sistēmas составлен таким образом, что уволить его нельзя.

Как сообщало ИА REGNUM Новости ранее, в декабре 2009 года airBaltic за 13 млн евро продал свой бренд и связанные с ним пять товарных знаков компании Флика Baltijas aviācijas sistēmas, которая на 47,2% контролирует airBaltic. Одновременно проданы товарные знаки airBaltic.com, airBaltic Travel.com, airBaltic Hotels, Baltic Miles и Baltic Taxi. Ставшая достоянием гласности, эта информация вызвала скандал, приведший к отставке старого и избранию нового совета airBaltic. Как стало известно латвийским СМИ, компания Флика рассчитывала получать с airBaltic до миллиона латов (около 2 млн долларов) ежегодно.