Конституционные реформы в Турции направлены в основном на судебную власть в стране и являются своего рода смирительной рубашкой для этой структуры. Об этом, передает корреспондент ИА REGNUM Новости, заявил на пресс-конференции 14 сентября тюрколог Артак Шакарян.

Самым значимым изменением, внесенным в конституцию Турции в результате референдума 12 сентября, как считает эксперт, является смена состава Конституционного суда.

"До сих пор в Турции имелись 11 членов КС, тогда как новая конституция предполагает 17 судей, которых назначает парламент и президент. То есть, Конституционный суд переходит под их контроль, следовательно властям предоставляется возможность влиять на его решения", - заявил Шакарян.

Он указал на то, что по новым правилам, для КС будет намного сложнее принимать решения о закрытии "нежелательных" партий, поскольку за решение должны будут проголосовать две трети судей. Еще одним серьезным изменением, по его словам, является то, что политическую партию становится фактически невозможно закрыть. До сих пор, если принималось решение о закрытии партии, ее руководство на пять лет лишалось права заниматься политической деятельностью: "Сейчас же в случае закрытия партии, ее члены на следующий день могут открыть новую партию, с новым названием".

Говоря об основных положительных моментах референдума, изменениях, которые должны сделать Турцию более демократичной, Шакарян указал также на поправку в Конституцию, согласно которой каждый гражданин страны имеет право на конфиденциальную информацию: "До сих пор все говорили, что спецслужбы имеют специальные досье на всех граждан, прослушиваются телефонные разговоры, что сейчас уже будет невозможно".

Кроме того, по новым правилам, полиция имеет право запрещать выезд из страны только тем людям, против которых заведены уголовные дела: "Раньше, если предполагали, что человек, который собирается выехать из страны, может сделать за рубежом заявления, не выгодные Турции, то ему запрещали выезд, будь то журналист, предприниматель или политический деятель курдской национальности".

В качестве положительных сдвигов в направлении демократизации тюрколог отметил также изменения, согласно которым работникам предоставляется право на забастовку, в стране создается офис омбудсмена, а также поправка, запрещающая судить гражданское лицо в военном суде.