Экс-министр иностранных Армении, председатель Совета фонда "Сивилитас" Вардан Осканян дал интервью армянской редакции радио "Свобода". По его словам, сегодня Армения находится в "трудной ситуации", и в стране достаточно распространены настроения, что преодолеть эти трудности возможно лишь после решения карабахского вопроса, что, в свою очередь. приведет и к нормализации отношений с Турцией. Осканян, будучи "частично согласен" с такой точкой зрения, "в основном", однако, ее отвергает, считая, что проблемы "находятся не вне, а внутри страны".

Тяжелая ситуация, по его словам, вызвана тем, что "страна плохо управляется, ведется неверная политика", не проводятся коренные изменения и Армения не является демократическим государством, поскольку "существует политическая монополия". На этом фоне меркнут даже такие укоренившиеся недостатки, как монополия экономическая и коррупция. Без разрушения политической монополии и решения иных проблем внутренней жизни нельзя приступать к решению проблемы Карабаха, ибо "страна вступает в очередной этап урегулирования со слабыми позициями". И это заставляет Осканяна усомниться, "хотим ли мы так поспешно решить вопрос для того, чтобы вывести страну из тяжелой ситуации, или действительно хотим достичь долгосрочного мира? Ответа на этот вопрос у нас пока нет".

Говоря об известном требовании оппозиционного Армянского Национального Конгресса (АНК) о внеочередных выборах, Осканян не стал ни отрицать, ни поддерживать эту идею. Однако он убежден, что сегодня "наш народ не отдаст свой голос за правящую партию... (Республиканская партия Армении - ИА REGNUM). Если сегодня в Армении пройдут хотя бы наполовину свободные и справедливые парламентские выборы, то все политическое поле преобразуется, станет более нормальным, будут сформированы настоящие коалиции".

Вардан Осканян, которого считают членом команды второго президента республики Роберта Кочаряна, ответил и на вопрос о его возможном возвращении в политику. Отметив, что Кочарян "сам решит, хочет ли он вернуться, и если да, то какому именно путем", глава фонда "Сивилитас", по существу, не стал отрицать подобной перспективы. При Кочаряне, считает Осканян, "страна развивалась, процветала, был определенный прогресс. И когда сегодня сравниваешь в экономическом плане тот период с нынешним... Судя по результатам, сегодняшний период не выдерживает никакого сравнения". Более того, по сравнению с "нынешним периодом" даже время пребывания у власти первого президента Левона Тер-Петросяна кажется экс-министру более удачным, несмотря на общеизвестную тяжелейшую социально-экономическую ситуацию, заставившую сотни тысяч людей покинуть страну от безысходности. Это, однако, имело "объективные причины". Между тем сегодня вот уже 4 года "мы двигаемся лишь назад" (Надо понимать так, что у очевидных проблем в области экономики объективных предпосылок на сей раз нет).

Позиция, занятая экс-министром иностранных дел, вызывает определенное недоумение. При этом примечательно, что Осканян мастерски связывает внешние проблемы с внутренними, что ему позволяет не говорить о первых и акцентировать внимание на вторых. Хотя именно в бытность его главой МИД, а именно в 2007 году, в Швейцарии стартовали первые, тогда еще негласные армяно-турецкие консультации по вопросу о нормализации двусторонних отношений. Так что данная инициатива не может считаться "детищем" действующего президента Сержа Саргсяна и его администрации. Также к 2007 году относится и проведение прямых армяно-азербайджанских переговоров в Ки-Уэсте (США, Флорида) между президентами Робертом Кочаряном и Гейдаром Алиевым. Тогда, напомним, говорилось. что сторонам "практически удалось достичь согласия", причем речь шла о размене территорий: по некоторым данным, Азербайджан соглашался признать независимость Карабаха, а Армения в ответ отдавала так называемый "Мегринский коридор" - полосу шириной 30 км, отделяющую собственно Азербайджан от его Нахичеваньской автономии. Этот план, названный по имени его создателя, американского политолога Пола Гобла "планом Гобла", всегда крайне негативно воспринимался в Армении, в Иране и в России.

Ликвидация "Мегринского коридора", с одной стороны, лишила бы Армению прямой наземной связи с Ираном, что поставило бы республику в полную зависимость от ситуации с "грузинским транзитом". Кстати, события августа 2008 года воочию продемонстрировали, сколь уязвим этот маршрут. С другой стороны, это привело бы к фактической глобализации "тюркского мира", беспрепятственному объединению Турции и Азербайджана через Нахичевань. При этом значительно облегчилась бы турецкая экспансия в постсоветскую Среднюю Азию, а возобновление полной транспортно-энергетической блокады Армении при "необходимости" стало бы "делом техники".

По ряду причин (в числе которых, не в последнюю очередь, - резкое противодействие Тегерана и нескрываемое недовольство Москвы) "план Гобла" не был осуществлен. Однако непонятно, что заставляло в ту пору Вардана Осканяна защищать этот план и быть одним из основных его сторонников и проводников в жизнь, если, как он утверждает, тогдашняя социально-экономическая ситуация была не в пример лучше нынешней, а следовательно, Армения могла "выступать с более сильных позиций"? При активном участии Осканяна шел и процесс обсуждения нынешних Мадридских принципов, которые будут рассмотрены президентами Армении. Азербайджана и России в Казани 24 июня. То есть, Вардан Осканян целиком и полностью участвовал во всей современной хронологии карабахского переговорного процесса и в случае негативного ее исхода, безусловно, должен нести свою часть ответственности.

Что касается экономики республики, то, действительно, в годы нахождения Осканяна при власти она росла на 10-12 процентов в год. Это объяснялось благоприятной международной конъюнктурой и резкой активизацией строительной сферы, обеспечивающей до половины прироста ВВП. Однако кризис 2008 года показал, что практическое отсутствие диверсифиации чревато тяжелыми последствиями: обрушение строительного рынка привело к весьма тяжелым последствиям для страны. Многие эксперты подчеркивают, что глубина падения армянской экономики в результате кризиса напрямую зависела от своего непропорционального развития и дисбаланса между структурами.

Не меньшее удивление вызывает и явный реверанс в сторону первого президента. С момента отставки Тер-Петросяна в 1998 году Осканян не сказал в его адрес ни одного доброго слова, между тем как теперь называет себя "членом команды" не только Роберта Кочаряна, но и Тер-Петросяна. Конечно, это "признание" сделано не в расчете вызвать восторг у лидера АНК. Возникает ощущение, что оно является своего рода "пробным шаром", призванным прощупать готовность Конгресса к диалогу не только с действующей властью, но и с силами, которые принято считать "прокочаряновскими", например, с партией правящей коалиции "Процветающая Армения", у которой существуют нескрываемые проблемы в отношениях с РПА. В частности, это может означать, что "Процветающая Армения", опасающаяся потерять мандаты в результате сближения АНК с властью, предлагает Конгрессу в ходе предстоящей парламентской кампании, по крайней мере, взаимный благожелательный нейтралитет. И это предложение делается устами Осканяна.