На окончание иракской войны новороссийские предприятия прореагировали по-разному. Новороссийскому предприятию "Зарубежстроймонтаж" удалось вписаться в программу ООН по поставке грузов в послевоенный Ирак "Нефть в обмен на продовольствие".

Местные производители выпускают оборудование для теплоэлектростанций. Им удалось убедить представителей Организации Объединенных Наций, что электроэнергия, как и продовольствие, очень нужна этой маленькой стране.

По словам директора фирмы "Зарубежстроймонтаж" Виктора Киреева, во время войны фирма несла миллионные убытки. Причем подобным образом складывались дела и у остальных российских предприятий, которые экспедируют в Ирак свой товар. Но сейчас фирма уже отправила в эту страну три теплохода с 35 тысячами кубометров грузов.

В числе других организаций от международного конфликта пострадали и туристические фирмы. Директор агентства НТИ Татьяна Непранова сейчас замечает, что интерес к странам, соседствующим с Ираком, после двухмесячного перерыва возобновился. Предприниматели по-прежнему ездят в Эмираты.

На войну жаловались крюинговые агентства, через которые перестали нанимать моряков на рейсы в Персидский залив. Высказывались даже предположения, что как только в опасной зоне прекратятся взрывы и наступит мир, моряки будут востребованы чаще, чем прежде. Но пока эти прогнозы не сбылись.

Как сообщил помощник президента ОАО "Новошип" Валерий Палий, в новороссийском пароходстве сейчас внимательно наблюдают за развитием событий в Персидском заливе, чтобы не упустить собственной выгоды. Но заход судов под российским флагом туда все еще не рекомендуется, да и сам "Новошип" предпочитает работать в других зонах Мирового океана.

По словам кандидата экономических наук Ларисы Дробышевской, пока в Ирак допущены только несколько российских компаний. Приступает к добыче нефти "Лукойл". Но пока в этой стране еще не началась более интенсивная добыча энергоресурсов и мировые цены на "черное золото" выше, чем обычно, у России есть шанс подзаработать. Значит, в выигрыше должны оказаться операторы, которые качают нефть через российские порты. Ну и, вероятно, они могут увеличить отчисления в бюджеты всех уровней - федеральный, краевой, городской. Но при увеличении нагрузки на Новороссийский порт должна развиваться городская инфраструктура и соблюдаться экологические нормы, - сообщил "Новороссийский рабочий".