Азербайджанское информагентство 1news.az опубликовало интервью с аналитиком Европейского политического центра Амандой Пол. Приводим интервью полностью.

Россия недавно подписала военный договор с Арменией. Может ли это повлиять на ход урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта?

Обязательства России в рамках ОДКБ включают в себя защиту других стран-членов этой организации в случае военного нападения на них со стороны какого-либо государства. Тем не менее, отмечу, что Нагорный Карабах не является частью Армении, а с правовой точки зрения является международно-признанной частью территории Азербайджана. Поэтому Россия не имеет юридического права вмешиваться, если только Азербайджан не решит ударить непосредственно по Армении, что, впрочем, маловероятно. Но, конечно, как мы знаем из недавней истории, Москва порой грешит нарушением норм международного права, как это было в случае с Грузией, если это отвечает их собственным интересам и усиливает влияние в регионе. При этом международное сообщество закрывает на это глаза.

Однако в действительности весьма маловероятно, что Россия будет вмешиваться в конфликт, так как в настоящее время она больше заинтересована в сохранении статус-кво и, конечно, не хочет оказаться втянутой в войну между Арменией и Азербайджаном - она просто играет в свою игру в целях извлечения максимума от обеих сторон для дальнейшего укрепления своих собственных интересов и влияния в регионе Южного Кавказа.

Как вы прокомментируете слухи о возможном размещении военной базы Турции в Нахчыване?

Баку, вероятно, приветствовал бы турецкую военную базу в Нахчыване - не в последнюю очередь потому, что это открыло бы дверь для "четвертого игрока", но, тем не менее, сейчас это скорее не в интересах Турции. Во-первых, как участник НАТО, Турция не может принять такое решение, не проконсультировавшись с союзниками по НАТО, потому что присутствие Турции в Азербайджане будет равняться присутствию НАТО в Азербайджане. Поэтому будет крайне важно то, что скажут США по этому вопросу, так как при наличии подобного военного присутствия, Турции будет крайне сложно оставаться в стороне, если военные действия между Азербайджаном и Арменией все-таки начнутся. Это означает, что если хоть один турецкий солдат погибнет, Анкара может сослаться на статью 5 договора НАТО. А это, при худшем сценарии, может означать, что НАТО и Россия могут оказаться в неприятной конфронтации с возможными тяжелыми последствиями. Кроме того, у Турции, по всей видимости, нет большого желания рисковать отношениями с Кремлем. Особенно, поскольку создание базы в Нахчыване может быть воспринято Кремлем отрицательно, как прямой ответ на укрепление военных связей между Россией и Арменией. А если учесть, что Турция потратила значительное количество времени для улучшения своих отношений с Москвой, я не вижу причин, почему Анкара должна пойти на такой шаг.

Касательно подписания армяно-российского военного соглашения Госдеп США заявил, что это личное дело двух стран. Можно ли сказать, что это показатель того, что США "уходят" из нашего региона?

Я бы не сказала, что США "сдали" Южный Кавказ России, хотя было бы справедливо отметить, что США в настоящее время предоставили России "карт-бланш" в регионе, поскольку сегодня события на Южном Кавказе практически никак не влияют на американскую политику национальной безопасности. Даже если вспыхнет новая война в Карабахе, по мнению Вашингтона, она будет иметь очень незначительное влияние на его собственные интересы безопасности. Конечно, необходимо признать, что отсутствие подобной заинтересованности также является результатом американских обязательств по прочим вопросам, в которых они нуждаются в российской поддержке. Особенно это касается таких проблем как Иран и Афганистан, которые в настоящее время США считают более важными. Подобная стратегия в долгосрочной перспективе, конечно, является недальновидной.

Дело в том, что новое соглашение между Арменией и Россией лишь подчеркивает тот факт, что Россия не является нейтральным игроком в урегулировании карабахского конфликта и вооружая Армению, она лишь усиливает напряженность в регионе, который и без того кипит. Южный Кавказ сегодня - самый вооруженный регион в Европе, и продолжающийся рост вооружений и военных сил, будь то армянской, российской или азербайджанской стороны - это очень опасное явление, но, к сожалению, совершенно недооцененное на Западе.

Какие шаги должна предпринять в настоящее время азербайджанская сторона, чтобы вернуть оккупированные армянами земли?

Азербайджан должен придерживаться дипломатии, чтобы вернуть оккупированные территории. Разговоры о военном решении конфликта должны быть сведены к минимуму, поскольку они просто используются армянами, чтобы продемонстрировать, незаинтересованность Баку в ходе нынешнего раунда переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ по Основным принципам. Баку уже сделал значительные шаги в направлении признания этих принципов, что положительно демонстрирует сильную волю Азербайджана по решению конфликта мирным путем. И сегодня, Азербайджанский народ должен быть лучше информирован о процессе, и о том, на что они могут рассчитывать в будущем, если Основные принципы будут приняты.