Ованнес Никогосян: У Дмитрия Медведева есть шанс сорвать лейбл Грызлова с Армении
Абхазия, 17 августа, 2010, 17:32 — ИА Регнум. Армения и Азербайджан перестраховываются у своих стратегических союзников - России и Турции - на случай новой военной кампании из-за неопределенного правового статуса Нагорно-Карабахской Республики. Очевидно, что за текущий год атмосфера недоверия и откровенной враждебности накалилась настолько, что серьезное военное столкновение противников кажется очень даже вероятным, хотя бы из-за "фактора глупости" одной из сторон. В этом отношении особый интерес представляет заявление президента
На этом фоне 16 августа с.г. Турция и Азербайджан подписали "Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи", который, по всей видимости, имеет и военную составляющую. Аналогичный договор между Арменией и Россией от 1995г. будет обновлен 19 августа подписями президентов двух стран с уже известными компонентами. Таким образом, Турция и Россия решают две очень важные для себя стратегические задачи. Во-первых, возможная война уже будет протекать по их сценариям (насколько это возможно), и во-вторых, это самое главное, последующие события будут развиваться без ощутимого участия ЕС и США, которые по своей же воле отвели внимание от региона.
В контексте озабоченности Соединенных Штатов и ее союзников проблемами Ирана, Ирака и Афганистана - регион Южного Кавказа остается ареной соперничества только региональных сил. Россия и Турция, фактически, делают все возможное для заполнения того вакуума, который временно образовался с уходом американцев, в том числе и из Грузии. По всей видимости, баланс сил в регионе снова находится под угрозой, посредством активного вовлечения Турции и России и отсутствием реальной третьей силы. В отличие от ситуации 1990-х, сегодня отношения России и Турции заставляют некоторых в Ереване задаваться вопросом о состоятельности и заинтересованности Москвы в предотвращении негативных проявлений политики Турции и Азербайджана на Армению и Нагорный Карабах. И здесь крайне важную роль приобретает позиция Ирана, которая всегда публично балансировала, а на деле всячески содействовала Армении в процессе урегулирования. Напомним, что единственным в мире главой государства, который когда-либо в новейшей истории высказывался в пользу "сильной Армении" остается
На пресс-конференции в Баку 16 августа президент Ильхам Алиев снова предложил свое видение карабахского урегулирования, которое, по сути, предполагает безоговорочную капитуляцию Армении и Нагорного Карабаха со всеми вытекающими последствиями. Сегодня, судя по официальным заявлениям всех вовлеченных сторон, Нагорный Карабах должен найти modus vivendi согласно Хельсинкским принципам, что само собой является нонсенсом. Дело в том, что после 1975 года в этой части мира - от Ванкувера до Владивостока - появились с десяток новых стран из-за распада прежней метрополии, включая Косово и частично признанные квази-государства на территории Грузии. В свою очередь, президент Турции в Баку заявил о неприемлемости "нарушения в какой-либо форме другой страной признанных ООН границ", по всей видимости, на время забывая об оккупации северной части Республики Кипр самой Турцией с 1974 года.
Швейцарский юрист XVIII века Э.де Ваттель (Emerich de Vattel) является одним из авторов теории справедливой войны. В трилогии "Право народов или Принципы естественного права" (The Law of Nations or the Principles of Natural Law, 1758) он детально описывает принципы справедливых и захватнических войн, и пишет, что (региональный) баланс сил служит гарантией независимости каждого государства, а "угроза его нарушения оправдывает превентивную войну". Теория применения упреждающей силы была основным аргументом войны против режима
Насколько перестраховщики будут готовы вытолкнуть стороны из опасного пути накаливания ситуации, покажут итоги визита президента России