Все представители Латвии в совете национальной авиакомпании airBaltic во главе с его председателем Вито Легздиньшем 5 августа были освобождены от занимаемых должностей по причине утраты доверия со стороны государства, как главного акционера предприятия. Члены совета позволили airBaltic продать самое ценное, что у него было - его бренд, а в том, насколько "чисты" были их помыслы, предстоит разбираться специальной комиссии.

Как сообщало ИА REGNUM Новости ранее, в начале августа 2010 года стало известно о том, что в декабре 2009 года единогласным решением совета латвийской национальной авиакомпании airBaltic ее бренд и еще пять связанных с ним торговых марок (airBaltic.com, airBalticTravel.com, airBalticHotels, BalticMiles и Baltic Taxi) были проданы принадлежащей президенту airBaltic Бертольту Флику компании Baltijas aviācijas sistēmas. Сначала покупатель уверял, что airBaltic по-прежнему сможет пользоваться своим же брендом бесплатно и даже, в течение пяти лет, выкупить его назад. Затем выяснилось, что платить Флику за использование собственного бренда авиакомпании все-таки придется.

По версии уволенных членов совета, продажа торговых знаков была призвана улучшить состояние капитала авиакомпании, без чего невозможно было привлекать кредиты для ее развития. Однако премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис и министр экономики Артис Кампарс (оба - "Новое время"), узнав о сделке от журналистов, оказались в состоянии, близком к шоковому. Кампарс заявил, что продажа бренда airBaltic - афера, похожая на аферы с Latvenergo, Kempmayer и приватизацией Латвийского пароходства, и пообещал оспорить ее в суде. Домбровскис, в свою очередь, подписал распоряжение Министерству сообщения Латвии, как держателю государственных долей акций авиакомпании, оценить соответствие требованиям закона действий правления и совета airBaltic в момент совершения сделки по продаже торговых знаков.

В свою очередь глава Минсообщения Каспар Герхардс (ТБ/ДННЛ), встретившись с представителями совета и правления авиакомпании airBaltic, уволил государственных членов совета. "Членам совета airBaltic было выражено недоверие, и они освобождены от занимаемых должностей", - сообщила советница Герхардса Инга Сприньке. По ее словам, новые члены совета предприятия будут назначены в самое ближайшее время в установленном законом порядке. Первыми заданиями нового совета станет оценить действия его прежних членов и влияние этих действий на стоимость акций предприятия, а также утвердить годовой отчет airBaltic, который в нынешнем виде не устраивает его государственного акционера.

"В ходе встречи с Каспаром Герхардсом глава airBaltic Бертольт Флик дал устное обещание вернуть в собственность авиакомпании купленные у нее торговые знаки. Кроме того, он заверил, что до сих пор авиакомпании не пришлось совершить ни одного платежа за использование выкупленных у нее торговых знаков", - добавила Сприньке. По ее словам, возврат брендов, за которые, кстати, принадлежащий Бертольту Блику акционер airBaltic - компания Baltijas aviācijas sistēmas - вероятно, еще не расплатился (согласно договору, заплатить за бренды оговоренные 13 млн евро копания Флика должна до 31 декабря этого года), - это отличная возможность вернуть пошатнувшееся доверие к правлению компании и лично к Флику.

Впрочем, от ответственности за "содеянное" руководство airBaltic это не спасет, отметила представитель Минсообщения: "Вне зависимости от того, будут ли торговые знаки возвращены в собственность авиакомпании или нет, министром сообщения была создана специальная комиссия по расследованию этой сделки. Комиссия должна будет оценить действия членов совета и правления компании в период, когда заключалась сделка по продаже торговых знаков. Комиссия проверит, кто из них располагал какой информацией, кто преследовал какие цели. И если в результате работы комиссии будет констатировано, что своими действиями члены правления или совета нанесли авиакомпании вред, со стороны государства последует иск в прокуратуру".

Между тем в airBaltic настаивают, что сделка произошла с позволения правительства, и морального права оспаривать ее политики уже не имеют. Соответственно в airBaltic не усматривают конфликта интересов в том, что Флик, являясь президентом авиакомпании и владельцем ее акционера одновременно, сам себе продал ценный актив. "Флику же самому это нужно. Он ведь заинтересован в процветании airBaltic", - заявил вице-президент airBaltic Янис Ванагс. Однако, продавая самому себе право использовать бренд airBaltic, Флик мог рассчитывать за счет авиакомпании и государства покрыть свои платежи по кредиту, взятому на покупку долей латвийской авиакомпании у скандинавского перевозчика SAS, полагает эксперт, пожелавший остаться анонимным.

"Бренд - одна из основных ценностей авиакомпании, один из основных его активов. А airBaltic, один из немногих или даже единственных международный бренд, имеющийся у Латвии. И если менеджер авиакомпании, главный акционер которой - государство, берет и выкупает ее бренд, а затем просит авиакомпанию платить за него деньги, это рождает множество вопросов. Это равносильно тому, если бы менеджмент Latvenergo взял и продал одну из ГЭС какой-нибудь своей частной фирме, сказав: "Ну ничего же не изменилось"...", - прокомментировал в свою очередь сделку инвестбанкир и партнер компании Prudentia Гирт Рунгайнис. По его словам, без брендов была бы невозможной, к примеру, продажа государственных долей airBaltic: "Без бренда это просто арендованная инфраструктура и какие-то активы. Существенную часть ценности airBaltic эта сделка поставила в положение неопределенности, ухудшив условия для государства, как акционера".