Интервью ИА REGNUM Новости с независимым азербайджанским экспертом Тогрулом Софиевым.

ИА REGNUM Новости: Как, на ваш взгляд, повлияет на расстановку сил в регионе подписание протокола, согласно которому срок пребывания российской военной базы в Гюмри продлится еще на 49 лет, а в число задач этой базы будет включено обеспечение безопасности Армении?

Думаю, что никак. 102-я российская военная база в Армении возле города Гюмри возникла не вчера, а еще в 1995 году, причем договор о ее пребывании на территории Армении был заключен сроком на 25 лет. Эта база несёт боевое дежурство в рамках Объединённой системы ПВО СНГ и подчинена Северокавказскому военному округу Российской Федерации. База оснащена зенитно-ракетными комплексами С-300 и истребителями МИГ-29. Численность личного состава базы - около 5 тысяч человек. Излишне говорить, что большинство прапорщиков - это жители Армении, а часть солдат и офицеров - граждане РФ армянской национальности. Во что это может вылиться, если Азербайджан потеряет надежду увидеть свет в конце карабахского переговорного туннеля и начнет военные действия по освобождению своих оккупированных Арменией территорий, очевидно. Никто в Баку не забыл случившуюся в конце февраля 1992 года Ходжалинскую трагедию, которая была бы невозможна, если бы в захвате города не участвовали личный состав и бронетехника 366-го российского мотострелкового полка. И в том полку прапорщики и часть состава были армянами.

То есть достаточно велика вероятность того, что в случае начала Азербайджаном операции по освобождению своих земель превосходство в воздухе будет у Армении. А что в современной войне означает превосходство одной из сторон в воздухе, думаю, объяснять не надо.

Я не сомневаюсь, что задача обеспечения безопасности Армении была главной для 102-й базы с первых дней ее функционирования. Поэтому формальное включение безопасности Армении в число задач этой базы ничего для Азербайджана не меняет. Не в восторге от ожидающегося подписания протокола по военной базе в Гюмри и в Грузии, но и для последней это событие не представляет какой-либо важности. В СМИ было достаточно много информации, что во время августовской войны 2008 года с указанной базы взлетали самолеты, которые бомбили различные объекты на территории Грузии.

Что же касается Ирана, то руководство этой страны уверено в полной безопасности своей страны с армянской границы и потому задачи и сроки действия российской базы в Армении, Тегеран не беспокоят. Даже учитывая последние события. Для Турции - члена НАТО, также ничего по сути не меняется. Другое дело, для самой Армении.

ИА REGNUM Новости: Что вы имеете в виду?

Многие в армянском политическом истеблишменте не в восторге от продления пребывания российской военной базы в Гюмри еще на 49 лет и особенно включением в число задач этой базы обеспечение безопасности Армении. Ведь есть вопросы внутренней и внешней безопасности, а это, как говорят в Одессе, две большие разницы. К примеру, как указывало ИА REGNUM Новости, член правления Армянского общенационального движения Ерджаник Абгарян заявил: "Используя... слово "безопасность" в качестве троянского коня, РФ получает право оценивать внутренние угрозы Армении и вмешиваться в её внутренние дела". В интервью армянскому агентству NEWS.am Абгарян прямо заявил, что президент Армении Серж Саргсян не может сказать "нет" ни одному предложению русских, даже если это исходит из интересов Армении.

А лидер Либеральной партии Армении (ЛПА) Ованес Ованнисян искал и нигде не нашел "такого соглашения, чтобы какая-либо суверенная страна дала бы право военной базе третьей страны вмешиваться в свои внутренние дела". Он признал, что "при таком договоре Армения не превращается в Краснодарский край - ее политический статус становится намного ниже".

Абгарян, Ованнисян и многие другие видят в новом протоколе угрозу независимости Армении. Хотя за пределами этой страны все знают, что ее независимость потеряна, притом давно, когда к власти пришел карабахский клан, который ради сохранения своей власти окончательно превратил Армению в российский форпост. Конечно, сегодняшняя Армения даже не Краснодарский край и не Калининградская область, поскольку прав и полномочий у губернаторов этих российских провинций куда больше, чем у армянского президента.

ИА REGNUM Новости: Почему, на ваш взгляд, президент Азербайджана Ильхам Алиев не принял посетившего с визитом Баку в первых днях августа руководителя администрации президента России Сергея Нарышкина?

Судя по открытым источникам, причиной отказа Алиева стала его чрезмерная занятость. Вместе с тем напомню, что во все прежние приезды Нарышкина в Баку, глава Азербайджана все же находил время для его приема. Возможно, истинной причиной являются сделанные российской стороной на встрече трех президентов в Санкт-Петербурге предложения по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Тогда Алиев не остался в северной столице России на саммит и в срочном порядке вернулся в Баку. О неприемлемости этих предложений для Азербайджана можно судить еще и потому, что руководство Армении ухватилось за них, что называется, обеими руками, и пытается продолжить процесс урегулирования уже на их основе, "позабыв" об обновленных Мадридских принципах, с которыми, в отличие от Еревана, уже согласился Баку. Вместе с тем отношения Азербайджана и России находятся на достаточно высоком уровне и имеют тенденцию к дальнейшему развитию. Пожалуй, стоит оценить санкт-петербургские предложения и непринятие главой Азербайджана Нарышкина как временную размолвку рабочего характера между стратегическими партнерами.

Если обратите внимание, российский президент уже сделал определенные выводы и, по некоторым данным, отложил свой визит в Армению. В то же время в СМИ была вброшена информация о новых обязательствах российской военной базы в Армении. То есть это всё внешние проявления происходящих подспудных процессов. Кстати, некоторые в Баку не исключают появление в обозримом будущем в ответ на расширение задач 102-й базы её турецкого аналога в Нахичевани. Хотя тут не все просто.

С одной стороны Турция, как член НАТО не может принимать таких решений без согласования с остальными членами Североатлантического альянса, которые, вряд ли одобрят подобное намерение. С другой, нельзя забывать, что Турция является гарантом безопасности Нахичевани согласно Карскому договору и у нее существуют особые отношения с Азербайджаном. К тому же, нынешнее руководство Турции уже не раз доказывало свою способность предпринимать экстраординарные шаги.

ИА REGNUM Новости: Губернатор турецкой провинции Ардаган Мустафа Текмен сообщил 3 августа, что Турция планирует создать союз стран, через которые протекает река Кура. То есть Турции, Грузии и Азербайджана. Ваши комментарии...

Эти три страны уже объединяют такие успешно осуществленные стратегические проекты, как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум. На очереди сдача в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и строительство NABUCCO. Эти страны вместе с Россией и Ираном создали взаимовыгодную региональную электроэнергетическую систему. Турецкий бизнес широко присутствует в Азербайджане и Грузии, грузинский и особенно азербайджанский, в соответствии с их возможностями неплохо развиваются в Турции. Между руководителями трех стран существуют такое взаимопонимание, что целый ряд вопросов, в том числе и по оказанию срочной гуманитарной и прочей помощи, легко решается по телефону.

Словом, некоторые элементы конфедерации уже налицо. Не будем забывать, что конфедерацию Грузии с Азербайджаном на днях уже предложил грузинский президент Михаил Саакашвили, что было встречено в Баку с оптимизмом, пусть и осторожным из-за нерешенности армяно-азербайджанского конфликта. Так что по большому счету Турция будет стучаться в уже открытые ворота. Реальное создание такого союза - лишь вопрос времени. Другое дело сочтут нужным или нет три страны оформлять свои отношения юридически, учитывая, кроме карабахского конфликта, курдский фактор, а также югоосетинскую и абхазскую проблемы.

С другой стороны, для выстраивания региональной безопасности, как ни диссонирует это с моим ответом на первый вопрос, необходимо и присутствие России. Учитывая понимание в Анкаре и Москве, что эти две страны из-за своего потенциала всегда будут "евроизгоями", и общие энергетические проекты, процесс сближения России с Турцией будет набирать силу. В результате тесного сотрудничества России и Турции легче будет переместить проблему курдских и северокавказских сепаратистов со своих окраин в центр вполне стабильного региона, который как мы отметили, вполне может появиться.

Осознавая, что данное утверждение будет смахивать чем-то на маниловщину, все равно заявляю, иного пути, кроме мирного решения всех конфликтов с обратным отматыванием юго-осетинской и абхазской "лент", деоккупации, возвращения всех беженцев, открытия всех границ, установления сначала добрососедских, а потом и дружеских отношений нет.

Беседовал Рафаэль Мустафаев