Поставки Россией Азербайджану зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-300 ПМУ-2 "Фаворит", если таковые даже будут иметь место, о чем говорить пока преждевременно, не изменят военный баланс между Азербайджаном и Арменией, но то, что боеспособность ВС Азербайджана усилится, это однозначно. Об этом в беседе с ИА REGNUM Новости заявил 29 июля экс-министр обороны Армении, генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян.

"Система ПВО считается оборонительным комплексом, но это ни о чем не говорит, они прикрывают наступающие войска, оказывают содействие в достижении господства в воздухе наступающей стороны", - заявил Арутюнян. Таким образом, как он считает, в Азербайджане вводится новый элемент обороны, которого до сих пор не было в этой стране - противоракетная оборона, что, естественно, оказывает влияние на боеспособность ВС.

"Учитывая стратегию и риторику, которые выбрал Азербайджан в переговорном процессе, можно предположить, что приобретение дивизионов зенитно-ракетного комплекса внушит им больше уверенности и заставит еще чаще говорить о возможности военного решения карабахской проблемы",- отметил экс-министр обороны. С другой стороны, по мнению Арутюняна, такая покупка, в контексте нагорно-карабахского конфликта, в соотношении эффективности и затрат не оправдана: "Средств воздушного наступления у Армении немного, и мы не готовимся к наступательным операциям. Возможно Баку хочет себя обезопасить от неожиданностей в случае обострения обстановки вокруг Ирана". Вместе с тем генерал-лейтенант отметил, что "Армения, как член ОДКБ должна была быть поставлена в известность о договоренности".

Что касается самого факта поставки, экс-министр обороны считает, что тут остается очень много вопросов: "необходимо выяснить кто принимал решение на поставку, входит ли Азербайджан в список государств, с которыми Россия может вести военно-техническое сотрудничество, и включен ли конкретно С-300 в перечень военной техники, которая, согласно закону о военно-техническом сотрудничестве, может поставляться ей". "Поставка вооружений регулируется законодательством Российской Федерации, президент РФ утверждает список стран и перечень вооружения, который разрешается поставлять", - напомнил Арутюнян.

Тем не менее, считает генерал-лейтенант, такого класса системы Азербайджан может закупить и у США, и у Израиля, и у Турции, но Армении выгоднее, чтобы военно-техническое сотрудничество проходило в рамках Азербайджан-Россия. Как он объяснил, сотрудничая в такой деликатной области, как военная, страна становится зависимой от партнёра по сотрудничеству, и в случае с Арменией, лучше чтобы Азербайджан зависел от России, а не от Турции или Израиля: "Лучше Азербайджан пусть сотрудничает и будет зависим от России, нежели от Турции, которая, исходя из своих же интересов, будет периодически провоцировать его на военные действия. Россия же не заинтересована в дестабилизации в этом регионе, поскольку любая дестабилизация на руку тем, кто проникает в регион".

"Во-первых, надо делать все, чтобы не допускать таких поставок, задействовав все имеющиеся каналы и возможности, а второе - исходить из того, что Азербайджан может приобрести это где-то в другом месте", - заключил Вагаршак Арутюнян.

Как ИА REGNUM Новости уже сообщало, российская газета "Ведомости" опубликовала информацию о том, что Минобороны Азербайджана заключило контракт с "Рособоронэкспортом" на поставку двух дивизионов зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300 ПМУ-2 "Фаворит". По данным "Ведомостей", стоимость контракта составляет не менее 300 миллионов долларов. Это самая дорогая единичная закупка новой военной техники для всех постсоветских республик за всю их историю, отмечают опрошенные газетой эксперты. По данным источников издания, контракт уже начал исполняться и может быть выполнен в ближайшие один-два года.