Земельная инспекция Москвы поменяет "всю философию своей работы" и станет "карательным органом". 17 июня 2003 года мэр Лужков на заседании столичного правительства уволил начальника столичной земельной инспекции Игоря Чекулаева с формулировкой за "недостаточно жесткое" отношение к случаям нецелевого использования и самозахвата земли. Методы борьбы экс-главы Госземинспекции Чекулаева с "захватчиками" признаны устаревшими. Лужков выразился более чем конкретно: "Вы должны не подавать в суд на нарушителей, а сносить их самовольные конструкции, вы же исполнительная власть! Это пусть они потом подают на вас в суд (...) на вас чихают, а вы ходите, судитесь".

Отставка Чекулаева вызывает бурную реакцию московской прессы, - подробности публичной порки Чекулаева можно было узнать более чем в 10 публикациях. Мнения разделились по поводу того, кого же следует считать нарушителями и захватчиками московской земли? Основная масса изданий не выходит за рамки озвученного на заседании столичного правительства и ведет речь о "владельцах офисов, которые огораживают свои пристанища, мешая проезду и проходу всех остальных" ("Известия". 18.6). С другой стороны, бульварная "Жизнь" и некогда деловой "Профиль" трактуют снятие Чекулаева в рамках конфликта московского правительства и федерального центра за право продавать московскую землю. "Жизнь" вспоминает сюжет с продажей участка земли Минимуществом РФ в обход столичных властей на Хорошевском шоссе: "Толкачеву с Чекулаевым не удалось справиться с федеральными чиновниками". "Профиль", не считая нужным пояснять, почему же Чекулаев пострадал зря, отмечает: "За московскую землю идет война - на одной стороне бьются федеральные власти и выглядывающий из-за них крупный бизнес, на другой - власти столицы. Очевидно, впрочем, что гражданин Чекулаев в этой войне пострадал зря. Причина дороговизны столичной земли и конфликтов вокруг нее - в монополии московских властей на городские земли". Комментарии "Жизни" и "Профиля" в данном случае особого внимания не заслуживают, ибо игнорируют ключевой и весьма важный момент отставки Чекулаева - с лихвой продемонстрированную на заседании некомпетентность экс-главы Госземинспекции.

Дело в том, что неожиданное для себя отрешение от должности Чекулаев сам же и предопределил произнесенным на заседании докладом: "Выслушав это, Лужков побагровел" ("Известия". 18.6), - а потом и ответами на вопросы: "Но Чекулаев твердил как заведенный: - Я сейчас не готов ответить". ("Московский комсомолец". 18.6). "Через час после начала обсуждения вопроса, вынесенного на повестку дня, - пишет "Российская газета" (18.6), - терпение Юрия Лужкова лопнуло". В полной мере некомпетентность Чекулаев продемонстрировал, когда не смог сказать, сколько же было собрано штрафов в цифровом выражении за земленарушения. Более того, отмечает "Время новостей" (18.6): "проштрафившийся чиновник не смог ответить вице-мэру Валерию Шанцеву, где находится план мероприятий по противодействию незаконному захвату земли, который столичное правительство просило инспекторов подготовить полгода назад. Глава земельной инспекции также не смог объяснить, почему в представленных им на заседание правительства "Основных направлениях по контролю за использованием земель" вторым пунктом значится разработка этих самых "направлений", запланированная на III квартал 2003 года. Наконец, г-н Шанцев отметил, что в этом документе перечислены прямые обязанности инспекции, которые не нуждаются в утверждении правительством города. "Вы бы еще дописали сюда "с утра почистить зубы", - прокомментировал вице-мэр". Вполне логичным и понятным завершением заседания правительства стала отставка Чекулаева с занимаемой должности. Юрий Лужков резюмировал: "Зачем дальше мучить Игоря Чекулаева и весь кабинет министров, видно, что инспекция не работает, функции не выполняет, а ответы на вопросы - размазня" ("Тверская 13". 19.6). Также мэр Москвы настоятельно рекомендовал "руководителю комплекса имущественно-земельных отношений Олегу Толкачеву и председателю Москомзема Виктору Дамурчиеву "пересмотреть философию и принципы работы земельной инспекции", полностью поменяв ее состав", - заключают "Известия" (18.6).

18 июня 2003 в Москве состоялась научно-практическая конференция "Результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы". Глава Комплекса по имущественно-земельным отношениям Олег Толкачев сообщил, что в Госдуму внесены поправки к закону "О введении в действие Земельного кодекса". Толкачев отметил, что "после их принятия столичные предприятия не смогут выкупать землю за 30-кратную ставку земельного налога, как это предписано действующим законодательством. Суть поправок сводится к тому, - продолжает "Время новостей" (23.6), - что за 30 ставок земельного налога предприятия смогут приватизировать только землю, находящуюся непосредственно под принадлежащими им зданиями. За остальной землеотвод им придется платить по рыночной цене". Пользуясь случаем, Толкачев еще раз озвучил аргументы московского правительства против "каких-либо продаж земли в Москве" федеральным центром. Вспоминая эпизод с продажей участка земли на Хорошевском шоссе Толкачев напомнил: "Никаких продаж земли в Москве не будет до тех пор, пока не будет заключено соглашение о разграничении собственности на землю, и тогда разговоры о том, чья это земля - наша или не наша, - прекратятся". ("Тверская 13". 19.6. "Вечерняя Москва". 23.6. "Литературная газета". 25.6. "Куранты". 25.6). Прошедшую конференцию критически оценивает "Российская газета" (23.6): "Когда выяснилось, что Москва не определилась с сервитутом - правом ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, зал загудел. Представитель городского сектора архитектуры, строительства и развития города Валерий Беккер сообщил, что "вопрос этот очень сложный". Выяснилось, что город не знает, как быть при обслуживании и прокладке тех же отопительных коммуникаций, эксплуатации дорог на отчужденных участках. Конечно, он взыщет с предпринимателей за централизованное тепло. Но кто будет платить частнику, который, допустим, проложит ту же дорогу общего пользования? Несмотря на все это, вопрос - когда и сколько гектаров и метров будет выставлено на торги - звучал весьма настойчиво. И как ни уклонялся глава Москомзема Виктор Дамурчиев от ответа, ссылаясь на то, что городские власти еще не определились, информация уже пошла "гулять". Информированные источники утверждают, что запланировано пустить с молотка около 3-4 процентов общей городской территории". Судя по всему, чтобы стать информированным источником "Российской газеты", нужно как минимум следить за официальными заявлениями правительства Москвы. "Газета" (19.6) писала, что на пресс-конференции 18 июня Толкачев публично заявил, "что в ближайшей перспективе будет выставлено на продажу 3-4% столичных земель".

25 июня "Минимущество РФ ответило первому заместителю мэра Москвы Олегу Толкачеву", - писала "Независимая газета" (26.6). Первый замминистра имущественных отношений РФ Дмитрий Аратский обвинил Толкачева в незнании действующего законодательства и напомнил столичным властям, что они "могут распоряжаться далеко не всеми землями в городе". Замминистра имущественных отношений Сергей Моложавый заявил, что "рыночную стоимость земли в Москве еще никто не определял. Стоимость же права аренды в Москве искусственно взвинчена, а кадастровая стоимость земли в 2-2,5 раза выше, чем стоимость права аренды, и, таким образом, с рыночной ценой никак не связана". Вместе с тем "очевидного прогресса не достигнуто пока и в процессе раздела между Москвой и Минимуществом памятников архитектуры и культуры. Как рассказал "Газете" Сергей Моложавый, после двухмесячного перерыва переговоры о спорных памятниках должны активизироваться" ("Газета". 26.6)

"Министерство имущества России продолжает распродажу московской земли за спиной у Юрия Лужкова", - сообщает бульварная "Жизнь" (27.6). Газета пишет: "Минимущества выставило на торги землю, которая также находится в ведении московских властей. Как стало известно "Жизни", покупателем ее станет акционерное общество "Каучук-синтез". - Сумма сделки - 50 миллионов рублей, - рассказал "Жизни" первый заместитель министра имущественных отношений России Дмитрий Аратский. - Фирма получит в собственность пять участков земли в разных районах Москвы, на которых расположены ее объекты (...) Как стало известно "Жизни", уже готовы документы на продажу еще пяти участков московской земли". На данный момент информация газеты "Жизнь" уникальна и в других СМИ не дублировалась.

Интерес УБЭП к ведомству Ресина. "В Москве заканчивается земля под застройку". За прошедшее время в центральной печати появилась только одна публикация, связанная с расследованием деятельности заместителя Владимира Ресина. "Независимое обозрение" (18.6) хотя и несколько неуверенно, но поддерживает ранее озвученную "Столичной вечерней газетой" версию о происках жены мэра Москвы Елены Батуриной: "Есть иные правила: вопрос - "Кто получил право на застройку жильем огромного Ходынского поля?", ответ - "Конечно, структура супруги мэра Елены Батуриной, о строительных успехах которой еще два года назад не знал никто" Оно и понятно: в строительном бизнесе Москвы крутятся серьезные деньги - по разным оценкам до 10 миллиардов долларов. И в мутной воде правового хаоса удобнее "решать вопросы" Поэтому неудивительно, когда наступил момент передела, за дело взялся УБЭП. То ли В.Ресин схлестнулся по каким-то вопросам с В.Шанцевым, то ли Е.Батуриной почему-то не понравился тот же В.Ресин..."

"Независимое обозрение" (18.6) поднимает также другой важный вопрос: "Стратегия развития строительной отрасли в Москве изначально порочна". "Власти столицы, - пишет издание, - предпочитают занимать свободные участки, на днях заговорили даже о застройке заповедных Крылатских холмов! - а не реконструировать пятиэтажные микрорайоны". Поддерживает эту линию также "Собеседник" (25.6) который считает, что политика столичных властей привела стройкомплекс в тупик: "В Москве заканчивается земля под застройку, пробивные способности московских властей уже не могут обеспечить им масштабные федеральные подряды, Лужков увозит строителей аж в Тамбов. Супруга московского мэра ведет свои строительные полки в святая святых федеральной элиты - в Одинцовский район Подмосковья".