Белоруссия, 20 июля, 2010, 14:06 — ИА Регнум. "Транзитные соглашения с Белоруссией и их продолжение в виде поставок сельскохозяйственной техники и т.д. отражают не только подход к отношениям с Россией, но и рост внутреннего напряжения в Партии регионов". Об этом пишет сегодня, 20 июля, украинская газета "День".
"Казалось бы, какая связь между транзитом нефти в Мозырь и отставками в украинском правительстве? Непосредственной нет, но все перечисленные события связаны общей цепью перегруппировок во властных коридорах Киева", - говорится в материале. Также издание пишет: "Началось все с отставки Владимира Семиноженко, своего рода сигнала того, что внешне монолитное здание партии раздирают внутренние противоречия. И до отставки Семиноженко это секретом не было, однако до столь острого и откровенного противостояния дело не доходило. Более того, закулисные режиссеры отставки позаботились о ее максимальной публичности. До общественности довели, что у группы Фирташа есть сильные оппоненты и они тоже кое-что могут.
Последовавшая вскоре отставка Нестора Шуфрича рассматривалась в двух ракурсах. Во-первых, с подачи самого Нестора Ивановича, изобразившего себя жертвой сговора по приобретению голосов "Единого центра" и передачи его министерского поста Виктору Балоге. Во-вторых, как ответ группы Фирташа на отставку Семиноженко. Вполне допускаем, что последние мотивы где-то и присутствовали, но не они являлись главными. Отставки зримо отражают византийские нравы украинской политической элиты независимо от раскраски ее знамен, а также разнонаправленность ее финансовых и политических интересов. В том числе и на внешней арене.
Интересы группы Фирташа сосредоточены вокруг газа, и она кровно заинтересована в тесных отношениях с Россией и "Газпромом", основным поставщиком этого топлива. Ее частный интерес состоял в возврате того газа, который она потеряла из-за проблем вокруг "РосУкрЭнерго". Действия группы в Стокгольмском суде от имени Украины были настолько неуклюжи, что вызвали раздражение не только у Юлии Тимошенко, что понятно по определению, а и у многих в Партии регионов. Проблема также состоит в том, что есть и чисто местные точки напряжения: между донецкими и не-донецкими. Это обстоятельство, не очень важное в других условиях, приобретает вполне конкретный политический и финансовый смысл. Обратим внимание, что жертвами разборок стали Семиноженко, представляющий харьковских, и Шуфрич, выбранный по региональному принципу. Желание донецких доминировать везде и во всем, естественно, рано или поздно должно было вызвать активное сопротивление.
Президент, который уже некоторое время демонстрирует желание удалиться от групп влияния на равную дистанцию, должен был принять меры по выравниванию некоторого перекоса в пользу группы Фирташа. Соглашение с Белоруссией во внешней политике должно было обеспечить определенную свободу действий по отношению к Москве и заодно, что на наш взгляд еще более важно, показать предел возможного для аппетитов Фирташа и Ко. Некоторые сентенции Шуфрича по адресу председателя СБУ Валерия Хорошковского и руководителя администрации президента Сергея Левочкина, помимо чисто личных моментов, отражают возрастающее недовольство засильем людей Фирташа на властных этажах.
Есть вполне очевидные расхождения между группой Колесникова-Клюева и стоящего за ними Рината Ахметова с нынешними руководителями "Нафтогаза". Для последних следование в фарватере российской политики - элемент не только получения сверхприбылей, но и фактор политического выживания. Поэтому за командные должности в секторе газа они будут бороться с использованием всех доступных средств. Кадровая составляющая в этом противостоянии является важнейшей. Соответственно, все усилия их оппонентов также сосредоточатся на ней. Далее, сейчас наиболее удобная площадка для внутренней борьбы во властных коридорах - внешняя. Отношения между Москвой и Минском близки к точке замерзания. После вызывающего фильма, показанного по российскому телеканалу НТВ, в котором бацька Лукашенко предстал в виде исчадия ада, по Первому каналу белорусского телевидения показали интервью Михаила Саакашвили. Понятно, что в нем грузинский президент сказал все, что он думает о российской политике, Путине, Медведеве и т.д. В такой ситуации заключение любого соглашения Украины и Белоруссии, даже чисто коммерческое, для России носит вызывающий характер. Москва счет обидам ведет скрупулезно и не замедлит с ответом. И пострадают от этого в первую очередь те, кто больше всего ориентируется на Первопрестольную.
Как следствие развертывается борьба за направление внешнеполитического курса. Отсюда согласие на проведение маневров в Крыму с участием воинских контингентов стран НАТО и пропагандистское оформление европейского направления в украинской политике. На данном этапе такое противостояние в своем окружении выгодно президенту Януковичу. Как мастер аппаратных игр он использует его для усиления собственного контроля над всеми ветвями властной вертикали. В том числе и для объяснения своим российским партнерам зигзагов украинской политики. И в Москве вынуждены с этим считаться".