Карабах не представляет возможным сдачу противнику освобожденных территорий: Масис Маилян
Азербайджан, 13 июля, 2010, 18:19 — ИА Регнум. Интервью председателя неправительственной организации Общественный совет по внешней политике и безопасности Арцаха (Нагорного Карабаха - ред)
ИА REGNUM: Должна ли Армения признать независимость Нагорно-Карабахской Республики?
Думаю, что да. Но сначала должна быть проделана большая работа за рубежом со стороны дипломатии Армении, НКР и лоббистских организаций диаспоры. В том плане, чтобы признание со стороны Армении, образно говоря, не прозвучало бы, как "одиночный выстрел", а далее последовала бы череда признаний со стороны других государств, с которыми проведена соответствующая работа и достигнуты договоренности. Без такой предварительной работы, признание НКР со стороны Армении было бы оправданным шагом, если мировые центры поддержали бы позицию Турции по ратификации армяно-турецких протоколов, а конкретно - сдачу освобожденных территорий Азербайджану как условие для ратификации этих протоколов в турецком парламенте. В этом случае признание закрыло бы путь к территориальным уступкам.
ИА REGNUM: Кто будет виноват, если это будет уже невозможно сделать?
Считаю, что не нужно искать виноватых, а необходимо параллельно с переговорным процессом активно работать в направлении международного признания НКР с использованием недавних прецедентов в Косово, Южной Осетии и Абхазии.
ИА REGNUM: Обсуждая вопрос возможной сдачи Азербайджану территорий вокруг Нагорного Карабаха, не нарушает ли Армения Конституцию НКР?
Армянская сторона отрицает факт обсуждения вопроса сдачи территорий и настаивает на том, что на переговорах обсуждается вопрос статуса НКР и право карабахцев на самоопределение (президент Армении
На мой взгляд, ни Армения, ни НКР не должны обсуждать вопрос территорий, как таковых. На будущих полноформатных переговорах речь может идти только об уточнении межгосударственных границ. Армянские стороны не могут идти на поводу официального Баку, который часто ссылается на международное признание Азербайджанской Республики в произвольно интерпретируемых ею в собственную пользу "международно-признанных границах", что не соответствует действительности. Уже приходилось говорить, что в международном праве признание государства не означает автоматического признания декларируемых им в качестве собственных границ. Мировая практика состоит в том, что вопрос о территориальном разграничении между соседними государствами может решаться самими государствами, либо эти государства могут делегировать полномочия по определению границ нейтральному посреднику. В качестве посредника может выступить отдельное лицо, страна, группа стран или специальная международная конференция. В нашем регионе подобные вопросы страны решают сами. Несмотря на то, что Азербайджанская Республика была международно-признана около 18-ти лет, до сих пор продолжается процесс делимитации и демаркации азербайджано-грузинской границы, азербайджано-российской границы, азербайджано-иранской морской границы и остаются спорные участки с Туркменистаном в акватории Каспийского моря, не определен и статус самого Каспия. А процесс уточнения границ между Азербайджаном и НКР, Азербайджаном и Республикой Армения и вовсе не начинался из-за отсутствия между этими странами дипломатических отношений и межправительственной комиссии по делимитации и демаркации межгосударственных границ.
Попытки бакинских властей и сопредседателей Минской группы
ИА REGNUM: Когда ориентировочно начнется отвод войск, и насколько реальными будут гарантии безопасности в случае передачи азербайджанской стороне зоны безопасности НКР?
Поскольку общественные и политические структуры НКР не представляют возможным сдачу противнику освобожденных территорий, о чем не раз было публично заявлено, то говорить о каких-либо сроках не приходится.