Прошедший политический сезон (2009/2010гг.) характеризуется укреплением "вертикали власти" благодаря ротации региональных элит, появлением благоприятных для России факторов на постсоветском пространстве, а также отсутствием признаков раскола в тандеме Владимира Путина и Дмитрия Медведева, несмотря на ожидания части журналистского и экспертного сообщества. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости заявил руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаил Нейжмаков.

"Говоря о политическом сезоне 2009-2010, следует отметить, во-первых, активную ротацию кадров на местах, укрепление основания "вертикали власти". Этот процесс коснулся не только глав регионов, но также руководства региональных управлений ФСИН и МВД. Собственно говоря, именно эти перестановки, а не радикальная реформа структуры министерства внутренних дел, которую ожидали многие СМИ, и стала одним из немногих практических отражений одного из главных трендов сезона - обсуждения "реформы милиции"", - говорит эксперт.

Другим аспектом этой же тенденции он назвал активную ротацию губернаторского корпуса. "В течение сезона 2009-2010 годов последовали отставки уже десятка губернаторов-старожилов. Можно выделить три подхода Москвы к поиску новых региональных лидеров. Первый - назначение на должность человека, сделавшего карьеру и работавшего последние годы в команде предыдущего руководителя региона. Такой подход условно можно назвать "шаймиевским". Применяется он крайне редко. В случае с Минтимером Шаймиевым, преемником которого стал Рустам Минниханов, с 1998 года возглавлявшего правительство Татарстана, а в команде предыдущего татарстанского президента начавшего работать еще раньше, это было обусловлено, скорее всего, осторожным подходом Москвы, стремившейся сохранить стабильность в республике и все еще сильными позициями региональных бизнес-структур, - отмечает Нейжмаков. - Второй - назначение губернатора-"варяга". Обычно такие руководители направляются в проблемные регионы, где идут заметные внутриэлитные конфликты (исключением из этого правила можно признать назначение Василия Голубева губернатором Ростовской области). И третий, ставший достаточно распространенным во время президентства Дмитрия Медведева, назначение главами региональных администраций кандидатов, начавших карьеру в данном регионе, а возможно и непосредственно перед назначением занимавших управленческие должности регионального уровня, но ранее прошедших через работу в федеральных структурах. Сохранению должностей за губернаторами, кроме поддержки на федеральном уровне, способствовали наличие жесткой региональной вертикали власти, сравнительно стабильная социально-экономическая ситуация в регионе, участие региона в крупных проектах международного или федерального значения, либо особый характер региона, в котором замена руководства может повлечь дестабилизацию обстановки".

В этой связи руководитель Центра анализа международной политики ИГСО отмечает возросшую роль информационных кампаний, предшествующих ряду состоявшихся и ожидаемых кадровых перестановок (вспомним упомянутое обсуждение реформы МВД или деятельности властей Башкирии). Но, несмотря на это, собственно кадровая политика властей, по его мнению, остается весьма закрытой (поэтому и очень значительная часть "сенсационных утечек" о конкретных назначениях или ключевых решениях властей в итоге не подтверждается).

Во второй ключевой блок прошедшего сезона Михаил Нейжмаков выделяет ряд событий, которые позволяют России укрепить свои позиции на постсоветском пространстве. К ним он относит, прежде всего, президентские выборы на Украине. "Даже если подходить к ожиданиям от нового украинского руководства с осторожностью, они уже позволили Москве добиться сохранения за собой баз Черноморского флота в Крыму, а также обеспечить (по крайней мере, на ближайшее будущее) надежный тыл для решения газовых и иных экономических споров с Беларусью. Такая расстановка сил укрепляет позиции России для давления на Минск. У России появился шанс перехватить инициативу в странах СНГ, однако это вовсе не говорит о снижении конкуренции со стороны других держав. Так, интерес США к Южному Кавказу, как важному региону в тылу Ирана, а также важной частью транзитного коридора между Европой и Центральной Азией, продолжает возрастать", - подчеркивает эксперт.

В отношении развития партийной системы отмечается активизация деятельности "Справедливой России", которая, таким образом, сохраняет возможность стать первым парламентским левоцентристским проектом 2000-х, пережившим один избирательный цикл.

"Отдельно стоит выделить несколько "несобытий" или политических стереотипов, активно обсуждавшихся в течение уходящего сезона, но так и не нашедших достаточно аргументированного подтверждения, - подчеркивает Нейжмаков. - Во-первых, до сих пор поиск экспертами признаков раскола в тандеме Владимира Путина и Дмитрия Медведева, так и не увенчался убедительными доказательствами данного тезиса. Так, вряд ли аргументировано представление о том, что в ходе губернаторских перестановок "люди Медведева заменяют людей Путина". Напротив, ряд губернаторов, ушедших в отставку в течение прошедшего политического сезона, (например, экс-глава республики Коми Владимир Торлопов) потеряли свои должности через некоторое время, после того, как подверглись публичной критике со стороны премьера. Во-вторых, это надежды на снижение роли "Единой России" по инициативе Дмитрия Медведева или рассмотрение региональных выборов октября 2009 и марта 2010 годов, как показателя организационного кризиса "единороссов". Действительно, чаще всего "единороссы" получали меньшие результаты, чем на думских выборах 2007 года, но практически всегда - большие, чем на предыдущих выборах в заксобрания данных регионов. Наконец, в-третьих, не состоялся целый ряд отставок, которые некоторые представители журналистского и экспертного сообщества ожидали в течение данного сезона. Так, сохранил пост московского мэра Юрий Лужков".

Следующий политический сезон, по мнению руководителя Центра анализа международной политики ИГСО, будет уже в большей степени определяться нуждами приближающихся больших федеральных выборов. "Поэтому целый ряд рискованных шагов или важных назначений федеральные власти постараются осуществить в первой половине будущего сезона (то есть осенью 2010 - в начале зимы 2011 годов). Кроме новых кадровых перестановок (прежде всего на региональном уровне), не исключено, что на федеральном уровне снова активизируется внимание на структурных и кадровых изменениях в госкорпорациях", - резюмировал Михаил Нейжмаков.