Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск нижегородского управления ФАС РФ (УФАС) о признании недействующим пункт 5 постановления правительства Нижегородской области "О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок" как противоречащий ФЗ "О защите конкуренции" и федеральному законодательству, регулирующего отношения в сфере выдачи разрешений на использование природного газа в качестве топлива.

Как сообщилои в УФАС, 16 марта управление обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о признании недействующим отдельного положения названного выше нормативного правового акта Правительства Нижегородской области.

Основанием для направления искового заявления послужил факт несоответствия регионального акта федеральному законодательству в сфере газоснабжения и технологического присоединения оборудования к газораспределительным сетям.

Данное несоответствие было выявлено в рамках рассмотрения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства ОАО "Нижегородоблгаз" в части отказа сельхозкооперативу в выдаче техусловий на подключение к газораспределительной сети газового оборудования в служебных помещениях кооператива (плит, обогревателей и т.д.) на основании постановления правительства Нижегородской области.

В ходе рассмотрения данного дела, в частности, было установлено, что в соответствии с федеральным законодательством при установлении газового оборудования необходимо получение не только письменного согласования на использование газа в качестве топлива (для всех потребителей) в местных (региональных) газоснабжающих организациях, но и разрешения на использование газа в качестве топлива (топливный режим) в органе исполнительной власти субъекта РФ. Однако в части получения разрешений предусмотрены исключения, когда потребители при подключении не обязаны получать каких-либо разрешений, помимо согласования с газоснабжающими организациями.

Перечень газоиспользующих установок и оборудования, для которых не требуется получать специальных разрешений на использование природного газа, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ, Минэнерго РФ и ОАО "Газпром". Согласно перечню не требуется согласования при установке населением бытовых плит, водонагревательных приборов и котлов; не согласовывается установка газового оборудования для приготовления пищи на предприятиях общественного питания, в служебных помещениях предприятий (в том числе сельскохозяйственных), организаций и учреждений; установка газовых крышных котельных, оборудования АГЗС и т.д.

Между тем, из пункта 5 постановления правительства Нижегородской области следует вывод, что для установки оборудования, включенного в федеральный перечень, необходимо получать разрешение в местных газоснабжающих организациях или в министерстве топливно-энергетического комплекса Нижегородской области. В частности, население при установке газовых плит, котлов и др. приборов для целей отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления должно получать, вместо согласования, разрешение в местных газоснабжающих организациях (ОАО "НТЭК", ОАО "Нижегородоблгаз" и др.).

Таким образом, пункт 5 постановления правительства Нижегородской области вступает в противоречие с постановлением правительства РФ и совместным приказом.

Кроме того, пункт 5 нормативного правового акта правительства Нижегородской области противоречит и положениям статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", так как вводит необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам.

Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск Нижегородского УФАС России о признании недействующим пункта 5 постановления правительства Нижегородской области.

Решение суда вступает в силу с момента изготовления в полном объеме.