"Когда говорится о том, что Россия должна платить Белоруссии за союзничество, речь идёт не о финансовых платежах. Оплата - это готовность на равных разговаривать", - заявил 1 июля в ходе пресс-конференции в Москве главный редактор журнала администрации президента Белоруссии "Беларуская думка" ("Белорусская мысль") Вадим Гигин, отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM Новости о том, в чём заключается политическое союзничество современной Белоруссии по отношению к России.

"Плата - это готовность делегировать какие-то полномочия. Плата - это готовность учитывать интересы своих партнёров. Имеется в виду именно это. Давайте не сводить союзничество к бухгалтерии", - сказал Гигин.

Корреспондент ИА REGNUM Новости также спросил, как соотносится факт союзничества с поведением официального Минска в ходе войны в Южной Осетии, когда он не оказал Москве, столкнувшейся с военной агрессией, реальной политической поддержки. "Здесь мы снова сталкиваемся с тем, что позиция Белоруссии не доходит до России. Вы не знаете, что уже 12 августа наше МЧС отправил целую колонну грузовиков во главе с командиром, загружённую гуманитарной помощью, медикаментами и тёплыми вещами. А военную помощь у нас никто и не просил", - сказал Гигин.

"Что касается политических отношений, то вот, возникает ситуация и вы ждёте реакции Белоруссии. А кто об этой реакции спросил? Американцы, когда проводят подобные мероприятия, консультируются со всеми своими союзниками и вырабатывают единую позицию. Кто у нас спросил эту позицию?", - задался вопросом Гигин.

"Россия 26 августа признала независимость Абхазии и Южной Осетии. А почему она сделала это до саммита ОДКБ? А почему она сделала это до саммита СНГ? А почему она сделала это до саммита ЕС-Россия, хотя по договорённости Медведева и Саркози это должно было быть сделано после широкой международной консультации? У нас никто ничего не спрашивал, нас поставили перед фактом", - утверждает белорусский политолог.

По его словам, этот вопрос в Белоруссии обсуждается. "Но по нему должен быть достигнут политический консенсус. Наши делегации ездили в Грузию, вели консультации с Москвой, ездили в Абхазию и Южную Осетию. Это было в прошлом мае, а следом мы получили "молочную войну", - сказал Вадим Гигин.

В свою очередь, российский политолог Михаил Ремизов заявил: "Это достаточно важный вопрос, и ответа на него я не услышал. Вы говорили по теме признания Абхазии и Южной Осетии, которая, по большому счёту, в контексте союзных отношений вторична. Никто не против выстраивания многовекторной белорусской политики и налаживания отношений Минска с Европой, залогом которого является непризнание двух республик. Но, кроме вопроса признания, есть вопрос агрессии".

"8 августа произошла агрессия не против осетин, а против России. Нападение на российских миротворцев - это агрессия против Российской Федерации. И политического признания этой агрессии со стороны Белоруссии я не слышал", - подчеркнул политолог.