Чтобы понять причины "газовой войны" между Белоруссией и Россией, нужно вернуться к "мюнхенской речи" Владимира Путина и к сочинскому выступлению Дмитрия Медведева, которое состоялось в 2008 году после войны в Южной Осетии. Такое мнение высказал 1 июля в ходе пресс-конференции в Москве главный редактор журнала администрации президента Белоруссии "Беларуская думка" ("Белорусская мысль") Вадим Гигин, передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости.

"Медведев сформулировал пять принципов внешней политики Российской Федерации, среди которых было упомянуто создание сферы привилегированных интересов. То есть, Россия предлагает новую концепцию мировой безопасности путём раздела мира на сферы влияния. Очевидно, Москва видит такой сферой постсоветское пространство", - сказал Гигин.

"Думаю, большинство стран постсоветского пространства, прежде всего, Белоруссия и Казахстан, против этого не возражают. Кто ещё может взять на себя лидерство, кроме России? Но ключевой вопрос заключается в том, на каких принципах это лидерство будет строиться", - отметил белорусский эксперт.

Он заверил, что Белоруссия не собирается в перспективе вступать в ЕС и НАТО, и в данном отношении в белорусском обществе наблюдается полный консенсус. Однако, по его словам, основная проблема состоит в неготовности российской власти и бизнеса выстраивать полноправный диалог со своими партнёрами на постсоветском пространстве. "Нынешняя газовая война имеет своей целью "продавить" вопросы по Таможенному союзу и ряду белорусских предприятий. Кремль хотел оказать давление на руководство республики, и эта попытка провалилась", - считает Гигин.

"Потеряет ли Россия Белоруссию как своего ближайшего союзника? В Белоруссии этого не хотят. Но мы постоянно сталкиваемся с нежеланием видеть нашу позицию, и Россия таким образом сама может вогнать себя в изоляцию. Никто этого на постсоветском пространстве не хочет. Но иногда складывается ощущение, что речь идёт о выборе самой Российской Федерации. Нам говорят: давайте перейдём на условия рыночной экономики. Ладно, но тогда у нас будет и рыночная внешняя политика: ты мне, я тебе. А кто сможет больше предложить постсоветским государствам, Российская Федерация или наши партнёры на Западе, мы посмотрим в условиях конкурентной борьбы. И боюсь, что выбор зачастую будет далеко не в пользу Российской Федерации", - утверждает эксперт.

"Если хочешь быть региональной или мировой державой и иметь союзников, то за это нужно не только платить, но и вырабатывать стратегию с учётом интересов своих партнёров. Пока мы этого от Российской Федерации не видим", - подвёл итог Вадим Гигин.

"Да, у нас разные размеры территорий и экономик", - заявил, в свою очередь, сотрудник Информационно-аналитического центра при президенте Белоруссии Алексей Васильков. "Но нам нужно ориентироваться на консенсус. Однако, в последнее время консенсус предлагает только белорусское руководство. Россия вполне может требовать себе такое право, как зона привилегированных интересов. Но права подразумевают обязанности. За всё надо платить, и за империю тоже нужно платить", - заявил Васильков.