Президент РФ Дмитрий Медведев провел в Санкт-Петербурге трехстороннюю встречу с президентами Армении и Азербайджана Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым. "У нас уже шестая встреча, между прочим, на троих, что называется, шесть раз уже встречались - это немало", - заявил при этом глава России. Напомним, что последние трехсторонние консультации прошли в Сочи 25 января этого года. Но и тогда, как и сейчас, они проходили без прямого участия сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Президенты Азербайджана и Армении пока предпочитают технологию "развода", устраивая отдельные переговоры с этими посредниками. Причем, только армянская сторона сообщила, что в июле Минская группа ОБСЕ намерена - уже в который раз - посетить регион, и продолжить переговоры по карабахскому урегулированию.

Сразу обратим внимание на некоторые нюансы. Фраза Дмитрия Медведева о том, что "шесть встреч - это немало", наводит на мысль, что российская сторона призывает Баку и Ереван к более решительным действиям в деле карабахского урегулирования (или предупреждает), поскольку резервные возможности такого трехстороннего диалога - во всяком случае для одного из его участников - не могут быть бесконечными. В то же время саммит в Санкт-Петербурге означает завершение определенного переговорного цикла, в процессе которого конфликтующие стороны предприняли немало усилий для самых различных политико-дипломатических маневров вне существующих переговорных форматов.

Союзная с Азербайджаном Турция пошла не только на обострение с Израилем, но и оказалась завязанной в узел иранской "ядерной интриги". Иран, который высказывал желание выступить в роли посредника в карабахском урегулировании, оказался под санкциями СБ ООН. США, ранее активно стимулировавшие турецко-армянское сближение, открыто дали понять, что проблема Карабаха имеет для них периферийное значение. В то же время Вашингтон отказался поддерживать территориальную целостность Азербайджана за счет использования силового фактора. Той же самой позиции придерживается и Россия. Плюс к этому и одобренная в начале июня Европейским парламентом резолюция 2216, содержащая требование "вывода армянских сил из всех оккупированных районов Азербайджана".

Теперь обратимся к официальному сообщению российской стороны относительно итогов петербургского саммита. В нем отмечается, что главы Азербайджана и Армении "подтвердили готовность к продолжению диалога по согласованию Мадридских принципов урегулирования карабахской проблемы". Сразу бросается в глаза одна важная особенность: Мадридские принципы были представлены Армении и Азербайджану министрами иностранных дел Франции и России и помощником госсекретаря США в ноябре 2007 года в столице Испании. Текст этого документа до сих пор не озвучен. Более того, он не носит для сторон юридически обязывающего характера и принят ими только в качестве основы для ведения переговорного процесса. В интерпретации западных СМИ, базовой основой Мадридских принципов является проведение референдума в Карабахе для определения его правового статуса. Хотя азербайджанская сторона публично подвергала критике этот принцип, она первоначально его приняла. В противном случае работа Минской группы ОБСЕ давно бы развалилась. Но Баку удалось удачно сманеврировать, когда в июле 2009 года была принята так называемая обновленная редакция принципов, где предусматривалось наделение Карабаха уже промежуточным статусом. Именно в этом контексте рассматривались самые разные варианты освобождения оккупированных районов Азербайджана. При этом важно отметить, что одновременно удалось запустить и Цюрихский процесс, предусматривающий урегулирование турецко-армянских отношений. Хотя он напрямую не связывался с проблемами карабахского урегулирования, но создавалось устойчивое ощущение действия так называемого "пакетного принципа", который - при наличии политической воли конфликтующих сторон - создавал предпосылки для сближения позиций на компромиссной основе. Причем такие шансы сохранялись вплоть до сочинского трехстороннего саммита Россия-Армения-Азербайджан в январе нынешнего года, когда сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили президентам Армении и Азербайджана еще один, технически обновленный вариант Мадридских принципов.

Но срыв цюрихского процесса привел к отказу Армении от обновленных принципов, что фактически "обнулило" не только ситуацию, но и поставило на грань срыва сам переговорный процесс при посредничестве Минской группы ОБСЕ. Поэтому декларированное в Санкт-Петербурге согласие Баку и Еревана к продолжению диалога, "направленного на завершение работы над этим документом при посредничестве России, США, Франции в качестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ" - это компромиссный шаг в сторону диалога, прежде всего, со стороны Армении.

Первый сценарий: стороны решили вернуться к базовым Мадридским принципам образца 2007 года. Второй сценарий: Ереван согласился принять подготовленный еще в 2009 году обновленный вариант этих принципов с промежуточным статусом Карабаха, и освобождением ряда районов Азербайджана. Третий сценарий: речь идет о подготовке абсолютно новой редакции Мадридских принципов.

Первый и третий сценарий предполагают очередной дипломатический марафон в возобновляемом переговорном процессе. Он может занять длительное время, тем более, что международный фон вокруг Карабаха, особенно на Ближнем Востоке, меняется не в лучшую сторону. Второй сценарий только внешне выглядит "технически подготовленным". Но то, что до последнего времени именно на этом направлении осуществлялась закулисная дискуссия, свидетельствует намек президента РФ Дмитрия Медведева на пресс-конференции в Анкаре, когда он отказался детально говорить о "двух- трех или нескольких районах Азербайджана".

Если действительно прорыв осуществляется в сторону второго сценария, то неизбежно возникает проблема мотивации действий Еревана: или он сдает позиции без каких-либо особых предварительных условий, либо такие условия существуют, но о них предпочитают пока не говорить публично. В этом смысле возобновление трехстороннего диалога Медведев-Алиев-Саргсян, как и в будущем двусторонние саммиты Алиев-Саргсян, являются логичным процессом.

В то же время необходимо иметь в виду еще одно обстоятельство. Исторический опыт показывает, что диалог в формате Азербайджан- Армения при посреднических усилиях самого разного формата может рассматриваться сторонами как устраивающая друг друга пауза. Армения, соглашаясь на переговоры, снимает на определенное время с повестки дня силовой вариант урегулирования проблемы. Азербайджан рассматривает этот факт как тактический успех. Но при этом стороны продолжают выжидать, переоценивают ход событий для того, чтобы выработать иную логику и другую мотивацию в своих дальнейших действиях. Так что интрига, образовавшаяся вокруг саммита в Санкт-Петербурге, в скором времени будет иметь свое продолжение.