23 июня в Московской городской Думе состоялась встреча председателя комиссии по жилищной политике Галины Хованской и руководителя совместной комиссии МГД и правительства Москвы по нормативной базе земельных и имущественных отношений Ивана Новицкого с представителями Европейской Экономической Комиссии ООН.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре Мосгордумы, членов делегации по проведению исследовательской миссии в рамках международного проекта "Обзор жилищной сферы Российской Федерации" интересовали вопросы, касающиеся взаимоотношений Федерального центра и Москвы в жилищной сфере, раздела собственности и особенностях жилищной политики в столице.

Как отметила Галина Хованская, положение с обеспечением жильем в Москве отличается в лучшую сторону от других регионов России, но назвать его хорошим пока нельзя. Москва - практически единственный субъект Федерации, где жилье предоставляется бесплатно в системном порядке. Но помимо этой формы решения жилищного вопроса в столице развиваются и другие, которые предполагают активность самих москвичей. В течение последних 8 лет используется предоставление безвозмездных субсидий из бюджета города гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и могут добавить собственные средства для решения этой проблемы. Второй год в городе действует так называемый коммерческий найм. Никакой коммерции город здесь не предполагает: это привычная для европейцев сдача жилья в аренду. Как при социальном, так и при коммерческом найме жилье предоставляется бесплатно, но ежемесячная оплата за аренду и коммунальные услуги отличается раза в три.

Социальное жилье сегодня на 40% дотируется из бюджета. Кроме того, существует система адресной помощи: если коммунальные платежи граждан превысят 12,5% личного бюджета, то бюджет города компенсирует затраты. Помимо этого, в городе заключаются договоры купли-продажи жилья с рассрочкой выплат, и условия их гораздо мягче, чем при предоставлении банковского кредита. По словам Г. Хованской, претендентов на эту помощь оказалось гораздо больше, чем рассчитывали, а эта форма помощи наименее нагружает бюджет и, следовательно, наиболее эффективна для города.

Что касается реформы ЖКХ, то здесь, по мнению председателя профильной комиссии МГД, существует масса проблем, но не все они решаются на уровне субъекта Федерации. Наряду с адресной поддержкой до сих пор действует система льгот, которые предоставляются независимо от дохода граждан, причём такими льготниками являются 70% населения России. Одновременное существование двух этих систем делает малоэффективной систему адресной помощи. Для того чтобы по-настоящему перейти к системе адресной помощи требуется политическое решение на федеральном уровне, что очень сложно сделать ввиду предстоящих президентских выборов. Также критике подверглось Правительство РФ - за отсутствие индивидуального подхода к регионам при проведении реформы ЖКХ.