ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

О резолюции Европарламента

Разъяснения, даваемые официальными лицами Армении по поводу резолюции Европарламента 2216 поражают масштабами своей безграмотности, пишет редактор газеты "Айкакан Жаманак", политзаключенный Никол Пашинян. В частности, пишет редактор, министр ИД Армении Эдвард Налбандян разъясняет Евросоюзу позицию... самого Евросоюза в вопросе Карабаха, утверждая, что положения резолюции противоречат Мадридским принципам, заявлению в Аквиле, Московской декларации.

Напомним однако, продолжает редактор, что именно в связи с этими документами Армянский Национальный Конгресс выступил с заявлением, в котором предупреждал общественность и власти о том, что они содержат серьезные угрозы для армянской стороны, и приведут к таким последствиям, которые уже проявились в резолюции Европарламента 2216. Не поняли, возражали, и теперь создается впечатление, что резолюция 2216 принята именно для тех, кто трудно понимает. ("Айкакан Жаманак")

Поток заявлений и оценок со стороны политических деятелей, представляющих нашу страну в различных международных структурах, возникший после принятия Европарламентом резолюции по Южному Кавказу, похож на смешную сцену потрясания после драки кулаками, пишет газета "Айоц Ашхар". Непонятно, почему наши месяцами, когда эта резолюция готовилась, молчали, и кого они сейчас хотят удивить. Неожиданно, и в парламенте, и за его пределами поняли, что мы плохо работаем в Европе, что это следствие "недобросовестной и безответственной работы", что надо было предотвратить принятие проекта резолюции Кирилова и пр., и пр. А ведь авторами всех этих обвинений являются те самые политические лица, которые представляли и продолжают представлять Армению в европейских и международных структурах.

Вот уже 10-12 лет, как в ПАСЕ, ООН и ПА НАТО Армению представляют практически одни и те же самодовольные посредственности, которые каждый раз терпят крах, и каждый раз жалуются на неутешительное состояние доверенных им ведомств. Создается впечатление, что эти привелигированные лица делают нам одолжение тем, что ездят в Страсбург или Брюссель, а затем непонятно кому пеняют за свои провалы. А ситуация все больше осложняется, и после проведения резолюций о выводе армянских войск из освобожденных территорий в структурах ПАСЕ, Генассамблеи ООН, Исламской конференции, а теперь и Европарламента, азербайджанская сторона намерена сделать то же и на саммите НАТО.

Газета считает, что просматривается два возможных сценария развития событий: первый - это перенос вопроса в повестку Совета Безопасности ООН, что, с учетом действующего здесь принципа консенсуса, маловероятно, и второй - выдвижение в этих структурах требования применить против Армении, как "агрессора", санкции, что обеспечит Азербайджану необходимые аргументы для отделения вопроса возвращения территорий от вопроса статуса Нагорного Карабаха. Поскольку во всех указанных резолюциях присутствует положение об "оккупированности" освобожденных территорий, то вполне естественно, что в переговорах в рамках Минской группы ОБСЕ Азербайджан и впредь будет опираться на них и требовать отложить вопрос статуса НКР до вывода армянских сил с "оккупированных территорий". ("Айоц Ашхар").

После выборов в НКР, МИД РФ в очередной раз подтвердило, что не признает независимость Нагорного Карабаха, и что вопрос должен решаться по принципу территориальной целостности. Как вы оцениваете подобную позицию стратегического партнера Армении? С таким вопросом газета "Жаманак" обратилась к экс-министру МИД Нагорного Карабаха Арману Меликяну.

- Это естественный итог многолетней политики Армении. Это также один из примеров двойных стандартов, применяемых во внешней политике. Повестка, формат и хронология проходящих переговоров извращены, поскольку, согласно международным посредникам, война началась в 1992 году и, кроме того, не вследствие развязанной Азербайджаном агрессии, а с поражения Азербайджана. То есть, если бы не было сдачи Шуши и Ходжалу, то международная общественность могла бы и не быть заинтересована вспоминать о проблеме НК, а если бы Карабах был бы захвачен азербайджанцами, то никого бы это не интересовало. Все ссылки армянских сторон на то, что во времена СССР произошел Сумгаит, что на политическое требование армян Арцаха Азербайджан ответил применением силы, наталкиваются на ответ,ч то это было во время СССР. По большому счету, посредники и международная общественность пытаются отвергнуть все то, что было в советские годы, кроме существовавших тогда административных границ. То есть, имеем дело с двойными стандартами.

Заявление МИД РФ также вписывается в ту же логику, и исходит исключительно из политических, экономических и стратегических интересов РФ. Фактически, Россия оставляет себе место для торга и, по большому счету, диктует Азербайджану поведенческую линию. А армянские стороны даже не пытаются вступить в спор с МИД РФ, не пытаются противопоставить свою политическую деятельность заявлениям внешних структур.

Единственное, что делается, это попытки сказать, что эти заявления несерьезны или односторонни. Это не политика. Пока мы не изменим политическую ситуацию в вопросе НК, нас все время будут такими заявлениями игнорировать - будь то Россия, ЕС, Турция, Азербайджан или любая другая страна. Это результат нашей беспомощности и политической бездарности. ("Жаманак").

Если у нас на границе стоят российские пограничники...

Главная задача нашей внешней политики (да и государства в целом) - международное признание независимости Нагорного Карабаха - теоретически решаема. Территориальная целостность - не "священная корова". К примеру, Запад признал независимость Косово, Россия - Абхазии и Южной Осетии. То есть, международное признание Нагорного Карабаха вовсе не из области фантастики. Другое дело, что для этого необходимо провести гигантскую работу, которая состоит из двух основных частей:

1. Необходимо доказать, что твоя борьба за независимость не самоцель, и что независимость всего лишь средство для более достойной жизни;

2. Необходимо доказать, что можешь силой оружия защитить свою независимость.

К сожалению, в случае с Карабахом осуществлен только второй пункт. Грубо говоря, мир наблюдает за карабахскими событиями и не понимает, зачем нам, собственно, независимость Карабаха. По сей день мы так и не смогли объяснить это миру.

Да и как объяснишь, когда Роберт Кочарян и Серж Саргсян вот уже 12 лет каждым своим шагом доказывают, что никакой разницы, в контексте достойной жизни общества, между Арменией и Азербайджаном нет. И чем дальше, тем более непонятным становится стремление Карабаха к независимости. ("Чоррорд Инкнишханутюн").

Заявления с угрозами войны со стороны Баку звучат давно и практически ничего нового не дают. Как сообщает газета "Капитал", об этом в интервью "АрмИнфо" заявил эксперт американского влиятельного аналитического центра Stratfor Евгений Чаусовский.

По его словам, хотя военный сценарий полностью исключать нельзя, маловероятно, чтобы в ближайшем будущем война между Арменией и Азербайджаном возобновилась, если только одна из сторон не пойдет на серьезную провокацию. "Возобновление военных действий в Карабахе приведет к большой нестабильности, что может стать причиной серьезных обострений как в регионе, так и за его пределами", - сказал эксперт.

Россия сегодня говорит о территориальной целостности Азербайджана, а мы наивно верим в то, что если у нас на границе стоят российские пограничники, то мы в безопасности, пишет газета "Айк". "Если власти Армении действительно думают о судьбе Армении, то их должно всерьез обеспокоить российско-турецкое сближение. Однако как видим, такого беспокойства нет. Тогда как самой большой причиной для беспокойства армянских властей должно быть то, что ключи от решения карабахского вопроса находятся в руках России".

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Внеочередных выборов не будет?

Председатель Союза политологов Армении Амаяк Ованнисян считает, что внеочередных выборов и переворота в Армении не будет.

Об этом он заявил в беседе с газетой "Грапарак": "Мы не видим тенденции к внеочередным выборам у сил, владеющих большинством. Это РПА и коалиция, поскольку не думаю, что "Процветающая Армения" захочет внеочередных выборов. Что касается переворота, то при всей схожести с 1998 годом, сегодня отсутствует одно важное звено. Если в 1996 году, когда действия оппозиции и предвыборные процессы существенно ослабили власть, и на этом фоне силовики, по словам Левона Тер-Петросяна - "известные силы", осуществили дворцовый переворот, то сегодня такой сильной фигуры, какой был Вазген Саркисян (министр обороны тех лет, - прим. ) и кто мог бы довести ситуацию до кондиции, нет, и "известных сил" - тоже нет. Сегодня такой силой является сам Серж Саргсян. То есть, если и есть человек, который имел бы в силовых структурах такое же влияние, как Вазген Саркисян, то это сам Серж Саргсян, который, естественно, не станет против себя осуществлять переворот. Вы, конечно, можете мне возразить, сказать, что таким "воином" является Роберт Кочарян. Однако он сегодня, по его же словам, является "самым молодым пенсионером". Если помните, то он сам говорил, что ни одному президенту не удавалось сохранять теневое влияние. И ни в какой стране не удавалось. Сегодня у него еще что-то есть... есть пока что-то связанное с Карабахом, но сможет ли Кочарян сделать то, что в 98-м сделал Вазген Саркисян? Не думаю".

К чему ведут кадровые перестановки?

Кадровая комбинация, начавшаяся с отставки с поста губернатора Ширакской области Лиды Нанян и назначения на ее место начальника Уголовно-исправительного управления при Минюсте Армении Ашота Гизиряна, согласно публикациям в СМИ, продолжится назначением на место Гизиряна начальника Службы государственной охраны Айка Арутюняна, а на место последнего, начальником Службы государственной охраны - давнего телохранителя Сержа Саргсяна Вачика Казаряна, пишет газета "Айкакан Жаманак".

Если этот прогноз оправдается, то никаких сомнений не останется в том, что целью всей этой комбинации было именно последнее назначение, а не первое. Дело в том, пишет газета, что эта структура обеспечивает безопасность всех высокопоставленных лиц - президента, спикера парламента, премьер-министра, генерального прокурора, начальника Полиции, директора СНБ, министра обороны, мэра Еревана. Сотрудниками этой службы являются также члены личной охраны бывших президентов. И если слухи о напряженных отношениях между Сержем Саргсяном и Робертом Кочаряном соответствуют действительности, то смена начальника СГО приобретает совершенно другой смысл, заключает газета.

Сообщение о преступлении

Газета "Чоррорд Инкнишханутюн" дает сообщение о преступлении. Согласно газете, статья, опубликованная в одном из ее предыдущих номеров, обозлила начальника Армавирского гарнизона Военной полиции, председателя организации "Славные воины" Гришу Саргсяна. Последний позвонил в редакцию и разразился угрозами. Саргсян потребовал у заместителя редактора Галечяна передать журналисту Тагуи Товмасян и фотокорреспонденту Гагику Шамшяну, что он намерен "их наказать". Начальник Армавирского гарнизона Военной полиции заявил, что он "пристрелит" Шамшяна и Товмасян. Но и это не все, пишет газета. Главный "славный воин" заявил в трубку: "Вы забыли, сколько у меня людей? Приду и разбомблю вашу редакцию, вы меня еще не знаете".

Газета обращается к полиции с просьбой принять свое заявление, как "сообщение о преступлении" и принять необходимые меры.

Как у нас относятся к педофилам

Газета "168 Жам" обращается к вопросу оглашенного 24 мая приговора суда, согласно которому учитель 11-й спецшколы Нубарашена Левон Авагян по обвинению в насильственном склонении своих воспитанников к сексуальным действиям, приговорен к 2 годам лишения свободы.

Внутри- и внешнеполитические события отодвинули это событие на второй план, тогда как в нормальном государстве подобные позорный вердикт мог бы стать поводом для выражения недоверия всей судебной системе, пишет газета. "Не секрет, что в Армении все суды все свои вердикты, вплоть до мелких бытовых случаев, согласовывают с высшими звеньями власти. Можно с уверенностью сказать, что и этот вердикт не стал исключением, тем более, что вокруг дела педофила поднялся серьезный скандал". То есть, заключает газета, вчерашнее решение суда определенным образом свидетельствует о "вкусах" властей. За политические взгляды наши власти сажают на 5-7 лет, а растлителя малолетних - всего на 2 года.

ЭКОНОМИКА

Сколько стоят банковские служащие?

В банковской системе Армении среднемесячная оплата труда одного сотрудника по итогам первого квартала 2010 года составила 274 тыс.драмов, или 685 долларов, что выше показателя аналогичного периода 2009 года на 6,3%.

Суммарный расход комбанков страны на зарплату (с учетом приравненных к ней выплат) своих сотрудников по итогам отчетного квартала составил 7,6 млрд драмов (19 млн долларов с годовым ростом на 64%). Общее число сотрудников по итогам первого квартала 2010 года составило 8485 в среднем по банковской системе, что выше показателя аналогичного периода 2009 года на 2,6%, или 218 человек. Годовой спад среднемесячной оплаты труда одного сотрудника зафиксирован по 8 банкам, причем самый значительный у Byblos Bank Armenia - на 65%. Годовой спад числа сотрудников зафиксирован по 10 банкам, причем самый значительный у БТА Банка - на 16,3%, до 134 (при спаде среднемесячной оплаты на 22%).

Согласно рэнкингу коммерческих банков Армении, проведенному Агентством рейтинговой маркетинговой информации, самая высокая среднемесячная оплата труда одного сотрудника по итогам отчетного квартала зафиксирована у Byblos Bank Armenia - 1,8 тыс.долларов, или 727 тыс. драмов (общее число сотрудников банка составляет 85 с годовым спадом на 4,5%). На втором месте HSBC Банк Армения - 1,4 тыс. долларов, или 569 тыс. драмов, при годовом росте на 10% (общее число сотрудников банка, сократившись в годовом разрезе на 3,2%, составляет 365), на третьем месте банк Меллат - 1,2 тыс. долларов, или 461 тыс. драмов, при годовом росте на 28,7% (общее число сотрудников банка не изменилось - 38, и это наименьший показатель по банковской системе), на четвертом месте Армсвисбанк - 1,139 тыс. долларов, или 456 тыс. драмов, при годовом росте на 24,8% (общее число сотрудников банка составляет 78 с годовым спадом 5%), на пятом месте ACBA-Credit Agricole Bank - 1,077 тыс. долларов, или 432 тыс. драмов, при годовом спаде на 16% (общее число сотрудников банка составляет 829 с годовым ростом на 15,3%). По годовому росту среднемесячной оплаты труда одного сотрудника лидирует Анелик Банк - на 30%, до 819 долларов, или 328 тыс. драмов, при почти не изменившемся за год числе сотрудников - 440.

Максимальное число сотрудников зафиксировано у Ардшининвестбанка - 1106, с годовым спадом на 1,5% (среднемесячная оплата труда одного человека составляет 416 долларов, или 167 тыс.драмов, с годовым спадом на 3,8%), на втором месте ВТБ-Армения - 883 с годовым спадом на 1,7% (458 долларов, или 184 тыс. драмов, с годовым ростом на 7,2%), на третьем месте ACBA-Credit Agricole Bank - 829, с годовым ростом на 15,3% (1,1 тыс.долларов, или 432 тыс.драмов с годовым спадом на 16%), на четвертом месте Армэкономбанк - 653, с годовым спадом на 13,2% (532 долларов, или 213 тыс. драмов, с годовым ростом на 8,6%) и на пятом месте Юнибанк - 589, с годовым ростом на 6% (686 долларов, или 275 тыс. драмов, с годовым ростом на 21,7%). Причем максимальное число сотрудников у этих банков объясняется широкой сетью филиалов, по числу которых на первом месте - ВТБ-Армения, на втором - Ардшининвестбанк, на третьем - ACBA-Credit Agricole Bank и Армэкономбанк и на четвертом - Юнибанк. ("Деловой экспресс").