Посол Франции в Армении станет новым сопредседателем МГ ОБСЕ?

Посольство Франции в Армении опровергает сообщение о назначении посла Франции в Армении Сержа Смессова на пост французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию. Как panarmenian.net сообщили в пресс-службе дипломатического представительства Франции в Армении, данное сообщение не соответствует действительности.

Между тем руководитель пресс-службы МИД Азербайджана Эльхан Полухов заявил, что не располагает информацией о возможной замене сопредседателя Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта от Франции. (Новости-Азербайджан)

Отметим, что армянские СМИ, ссылаясь на "дипломатический источник во Франции", сообщали о том, что планируется смена французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Бернара Фасье. Якобы, вероятным кандидатом на этот пост является действующий посол Франции в Армении Серж Смессов.

Политолог Фикрет Садыхов отметил, что если данная информация подтвердится, то вряд ли это можно будет считать позитивом. "Послы различных стран, получающие назначение в Армению, попадают под её влияние. К примеру, российский посол Ступишин, который много лет проработал в Армении, после возвращения на родину выражает проармянскую позицию".

Что может предпринять Азербайджан в случае подтверждения данной информации? По мнению политолога, чтобы не согласиться с назначением нового сопредседателя, у Азербайджана должны быть веские основания. "Думаю, до конфликта дело доходить не должно. В любом случае, даже когда назначают посла в ту или иную страну, требуют согласия, так называемый агреман. Поэтому, считаю, что кандидатура дипломата, который назначается сопредседателем Минской группы, также должна быть согласована с обеими сторонами". ("Эхо")

Российский политолог назвал причины новой мировой войны

Фрагменты интервью с политологом, вице-президентом Центра стратегического моделирования РФ Григорием Трофимчуком:

В одном из последних интервью вы прогнозировали вероятность "большой будущей войны". В чем её причины?

Назову только некоторые:

1. Проблема постсоветской территории, которая после развала СССР "зависла" в своих внутренних административных границах. Очевидно, что эти во многом искусственные "нарезки" не соответствуют сегодняшнему раскладу сил, нравится это кому-то или нет. Хельсинкская система образца 1975 года давно уничтожена, а новой нет.

2. Проблема Арктики, к делимитации которой непонятно как подходить, но желающих у ее границ скопилось уже слишком много.

3. Проблема даже не нефти и газа - а чистой пресной воды, которая, в основном, сосредоточена на постсоветском пространстве.

4. Проблема евро и ЕС в целом. Те, кто скоро побежит из Евросоюза, начав печатать собственные деньги, создадут серьезный континентальный взрывной потенциал.

5. Усиление религиозного фактора и конфессиональной раздробленности внутри значительного числа стран Восточной Европы и ближнего зарубежья.

6. Непризнанные территориальные "мины", заложенные по всему постсоветскому пространству, любая из которых может сдетонировать в любую секунду, вызвав мощную ударную волну. Сюда же надо добавить те образования, которые осторожно ждут своего часа, давно имея свои гербы, флаги, гимны.

Это далеко не все, но, как видите, этого вполне достаточно. Любой из перечисленных вариантов разнесет как минимум Евразию. А победят, в результате, новые группы стран, как это всегда было в истории. Скажем, США усилились сразу после Второй мировой, до этого находясь в более мелком геополитическом формате. Англия, наоборот, сжалась. Сегодня при любом раскладе усилится Китай, при этом страны Центральной Азии могут пропасть вообще - один из кандидатов на это Киргизия. Страны разбитого СССР должны понять, на чьей они стороне, уже сегодня. Иначе их просто не будет.

Ваша оценка турецко-российскому сближению...

При правильном подходе к вопросу, оно может решить многое - даже из того списка, о котором сказано выше. Даже членство Турции в НАТО не играет решающей роли в турецко-российских контактах (кстати, я говорил об этом еще несколько лет назад, но многие российские эксперты со мной были не согласны). Точно по той же схеме сегодня многим кажется глупостью теоретическая вероятность того, что российский флот может базироваться не только в Крыму, но и у берегов той же Турции, для которой статус и безопасность Черноморского бассейна имеет, по сравнению с Украиной, гораздо большее значение. Но это - только один пример. Не будем забывать, что согласованные действия России и Турции уже сами по себе способны гарантировать устойчивость "кавказской платформы", и тогда любые конфликты на Кавказе могут решаться в более понятном и позитивном ключе. Так что, стратегический союз может стать реальностью - тем более, что уже сегодня в наличии имеется "стратегическое партнерство".

Как сближение этих стран отразится на регионе Южного Кавказа: армяно-турецких отношениях, урегулировании карабахского конфликта и российско-грузинского конфликта?

Турецко-российский "блок" может отрегулировать если не все, то многие проблемы. Что касается Карабаха, Турция просто начала реализовывать то, чего годами ждали от России. Заметим при этом, что и Армения не против предметной постановки вопроса по этой проблеме, более детальной ее проработки - в том числе по "оккупированным территориям" и т.п. Так чего же годами боялась Россия? Теперь можно соединить российские и турецкие усилия.

Что касается Грузии, здесь картина другая. В отличие от Армении, она может потерять (невзирая даже на американскую поддержку) устойчивость на Южном Кавказе, если не учтет все перспективы и детали турецко-российского тренда. Турция - влиятельная страна, поэтому на новом этапе своего усиления она может определить ту политику, которая перекликается с ее историческим статусом в регионе. Грузия в таком раскладе страдала всегда. Поэтому договариваться с Россией даже после событий 2008 года ей как-то придется - пусть и не сейчас, этот диалог неизбежен. (Новости-Азербайджан)

"Придет время, когда мы из Армении поедем в Азербайджан"

"Усилия Турции в направлении решения карабахской проблемы продолжаются. Решение этой проблемы поможет также преодолеть вековую армяно-турецкую вражду, создать в регионе свободную торговлю и установить стабильность. Придет время, когда мы из Армении поедем в Азербайджан". Об этом заявил глава МИД Турции Ахмед Давудоглу. Касаясь иранской ядерной проблемы, Давудоглу отметил, что Турция не является адвокатом Ирана, а делает это ради национальных интересов страны. "Мы считаем, что договоренности в Тегеране являются важным этапом в деле решения иранской ядерной проблемы",- сказал он. (Milliyet, Турция)

Работа ОБСЕ в Баку не устраивает ни власть, ни оппозицию

"Управление выборами". Так называлось мероприятие, организованное Бакинским офисом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в ходе которого были рассмотрены рекомендации Миссии наблюдения за выборами Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. В заседании участвовали глава Бакинского офиса ОБСЕ посол Бильге Джанкорель, руководитель Избирательного департамента БДИПЧ ОБСЕ Николас Казоровский, и др.

Завотделом по вопросам законодательства и юридической экспертизы администрации президента Азербайджана Шахин Алиев выразил удивление "недальновидностью и непоследовательностью" международных структур. "Я не понимаю, почему ОБСЕ сегодня предлагает, чтобы ЗАО "Азербайджанское телерадиовещание" участвовало в избирательной агиткампании? Ведь ранее именно у этой международной организации было совершенно другое мнение по данному вопросу. А касательно избирательного законодательства и формирования избиркомов, то мы ожидаем предложений, основанных на четком анализе", - заявил Шахин Алиев.

Собравшиеся за "круглым столом" представители оппозиционного лагеря также выразили недовольство работой международных институтов в Азербайджане. "Международные структуры не озвучивают свою четкую позицию относительно многих вопросов, связанных с Азербайджаном. Это касается и проблемы оккупации азербайджанских земель. Но мы намерены продолжать нашу борьбу за демократию, несмотря ни на что", - заметил глава партии "Мусават" Иса Гамбар. А председатель Партии Народного фронта Азербайджана Али Керимли добавил, что азербайджанские власти откровенно игнорируют рекомендации международных организаций, а значит, в том числе и предложения ОБСЕ. "Все знают, что в Азербайджане нет диалога между властями и оппозицией. Азербайджанские власти не хотят этого. Вообще, пора рассматривать проблемы не только с теоретической точки зрения", - считает он. ("Зеркало")

Сепаратистские игрища

Армянские сепаратисты готовятся реализовать в оккупированном Нагорном Карабахе (НК) очередной фарс под названием "парламентские выборы". В связи с этим азербайджанское внешнеполитическое ведомство распространило заявление, в котором говорится:

"МИД АР еще раз заявляет, что непризнанный сепаратистский режим на оккупированных территориях не является ничем, кроме незаконного органа, построенного Арменией на основе этнической чистки местных азербайджанцев. Непризнанные "выборы" проводятся с целью укрывательства аннексии со стороны Армении... Проведение подобных "выборов" является грубым нарушением соответствующих положений Конституции АР, а также международных правовых норм и принципов, так как эти "выборы" проводятся без участия азербайджанского населения Нагорного Карабаха, и не имеют юридической силы".

Отметим, что ранее сепаратистский режим т.н. "НКР" обратился в ПАСЕ с просьбой направить миссию структуры для наблюдения за предстоящими так называемыми "выборами". Как сказал глава ПАСЕ Мовлуд Чавушоглу, агрессорам было отказано.

- Ни одна страна мира никогда официально не посылала своих наблюдателей на так называемые "выборы", проводимые на оккупированных азербайджанских территориях, - заявил, в свою очередь, официальный представитель МИД Азербайджана Эльхан Полухов. При этом он не исключает, что в данном фарсе могут принять участие частные лица из-за рубежа.

- Конечно, те, которые без разрешения азербайджанской власти совершают визит на оккупированные территории, будут внесены в список лиц, нежелательных для въезда в страну, - предупредил Полухов.

Завотделом Администрации президента АР Али Гасанов в свою очередь заявил, что "парламентские выборы" сепаратистского режима НК не могут иметь никакого официального статуса. - Вопрос статуса НК не решен, вынужденно переселенные с этих территорий азербайджанцы не вернулись в родные места, - напомнил Гасанов. ("Каспий")

Позиция США по Габалинской РЛС прояснится до конца года

"ПРО на встречах обсуждалась. Легче будет, по мнению американской стороны, инкорпорировать наши предложения об использовании южных радаров. Не одного радара в Габале, а уже краснодарского и ряда других объектов... Думаю, к концу этого года станет понятна конфигурация новых предложений американской администрации". Об этом заявил журналистам вице-премьер Сергей Иванов, который провел в Вашингтоне ряд встреч с представителями Госдепартамента, сената и Министерства обороны США.

По сообщениям азербайджанских СМИ, российская сторона уже представила свои предложения относительно пролонгации договора об аренде Габалинской РЛС, срок которого истекает в 2012 году. Россия предлагает взять объект в аренду еще на 20 лет, при этом российская сторона готова повысить сумму арендной платы с 7 до 17 миллионов долларов США в год. Москва обязуется не превышать общей численности персонала Габалинской РЛС более 4 тыс. человек и не размещать на объекте дополнительные военные и гражданские силы. Кроме того, согласно проекту документа, Россия планирует реконструировать и модернизировать объект. Помимо этого, уверяют азербайджанские источники, Россия собирается продавать Азербайджану вооружения и военную технику по льготным ценам, а также оказывать помощь в их ремонте. По оценкам азербайджанских экспертов, за аренду РЛС должна быть запрошена сумма около 50 млн. долларов в год, превышающая нынешнюю во много раз. "Одним из условий должно быть оказание Россией помощи в повышении потенциала сил ПВО и ВВС Азербайджана. До сих пор Москва уклонялась от такого сотрудничества, не желая достижения военного превосходства Азербайджана над Арменией", - считают в Азербайджане.

На днях, выступая с комментариями по этой теме, посол РФ в Баку Владимир Дорохин заявил: вопрос о дальнейшей судьбе Габалинской РЛС будет решаться с учетом интересов Азербайджана, России и безопасности в регионе. ("Эхо")

"О "геноциде армян" можно разговаривать, но признавать не стоит"

Фрагменты интервью с директором Центра стратегических исследований Кавказа, политологом Мамукой Арешидзе

Насколько верно увязывать последний визит премьер-министра Турции Эрдогана в Азербайджан с новой "Дорожной картой" по Карабаху?

Не секрет, что Турция стремится играть в регионе не меньшую роль, чем США или Россия. У Анкары имеются новые подходы к региональной политике. В этих подходах почетное место занимает решение карабахского конфликта. Все-таки я считаю, что это демонстрация новой политики Турции. В этом ключе, может и были представлены определенные наметки новой "Дорожной карты" по решению карабахской проблемы, но я не считаю, что она полностью завершена. Это была очередная разведка боем.

Перед визитом в Азербайджан Эрдоган внезапно посетил Иран. Не для согласования ли с Тегераном "Дорожной карты"?

Надо осторожнее подходить к вопросу. Скорее всего, это было согласование определенных тезисов будущей "Дорожной карты". Ведь Турция уже однажды "обожглась", делая опрометчивые шаги, вспомним хотя бы причину напряжения в азербайджано-турецких отношениях в прошлом году.

Как вы считаете, какова вероятность нового конфликта в Карабахе в свете последних событий?

Некоторое время назад я бы сказал, что вероятность возобновления карабахского конфликта достаточно велика. Неуклюжие действия больших стран привели к определенной позе Азербайджана и Армении, показавших, что могут действовать самостоятельно, без оглядки на США, Россию и Турцию. Однако сейчас вероятность войны в Карабахе несколько снизилась.

Армяне Грузии активно проталкивают вопрос признания "геноцида армян". Как вы считаете, пойдет ли Грузия на такой шаг?

Ни в коем случае. О "геноциде армян" можно разговаривать, вести дискуссии, но признавать на политическом уровне не стоит.

Вас устраивает нынешний уровень азербайджано-грузинских отношений?

Нет. Несмотря на многочисленные встречи на высоком уровне, на уровне министров, многие экономические вопросы, приграничные проблемы все еще не решены. Я считаю, что власти Азербайджана и Грузии должны создать оптимально выгодный формат регионального сотрудничества. (Vesti.az)

Антикоррупционные законы не работают в Азербайджане

Организация "Transparency International Azerbaijan" огласила 18 мая итоги мониторинга обязательств страны по борьбе с коррупцией. По словам исполнительного директора этой организации Рены Сафаралиевой, соответствующие обязательства в рамках Европейской политики добрососедства были одобрены в 2006 году.

Мероприятия включают принятие законов и подзаконных актов, создание надежной нормативной базы в области борьбы с коррупцией, а также процесс имплементации этих законов. В отчете отражен ход реформ в судебной системе и сфере государственной службы. Кроме того, присутствующие могли ознакомиться с темпом выполнения обязательств, рекомендованных группой GRECO - сюда входят правовые нормы, схема снижения уровня коррупционных рисков, сравнительный анализ сфер реформирования и так далее.

Мониторинг выявил большой разрыв в Азербайджане между уровнем принятых законов и их исполнением. Уровнем законодательной базы в сфере борьбы с коррупцией довольны 64,5% респондентов, зато исполнение законов устраивает меньше половины опрошенных лиц - 48%.

Реформы, проводимые в судебной системе, позитивно отразились на делах 63% респондентов, на таком же уровне - степень выполнения обязательств перед международными структурами, касающихся борьбы с коррупцией. Развитием государственной службы и, в частности, работой Комиссии по Госслужбе довольны лишь 47%.

Особую тревогу вызывает уровень доступа граждан к правосудию, отсутствие четкого распределения полномочий между судебными инстанциями, система взаимоотношений между руководителями и подчиненными, методы продвижения по служебной лестнице в государственных структурах.

По мнению Сафаралиевой, лишь по одной позиции чиновники проявили единодушие - все они выступают апологетами "соблюдения государственной тайны", относя к ней даже открытую информацию.

Кура угрожает новым потопом

С целью минимизации размеров дальнейшего ущерба от продолжающегося уже вторую неделю разлива реки Куры президент ОАО "Мелиорация и водное хозяйство" Ахмед Ахмедзаде провел с вертолета вместе со специалистами осмотр озера Сарысу и реки Араз. Он заявил, что положение в озере Сарысу критическое: "Мы думаем о том, в каком направлении возможен выпуск воды из озера. Главное, чтобы мы могли управлять водой, чтобы не было ущерба". По его словам, было бы целесообразным переселение жителей сел Аллахмадедли и Телишли Имишлинского района, поскольку эти села расположены вблизи озера Сарысу и реки Курые. Президент ОАО также отметил, в связи с тем, что озеро Сарысу связано с Курой, положение критическое. (АПА)

По мнению специалистов, если озеро Сарысу выйдет из берегов, под водой останутся 6 сел Сабирабадского района и 3 села Саатлинского района. (ANS TV)

Разрушена дамба, установленная в части Куры, проходящей по территории села Чыгырган Сабирабадского района. Как сообщается с места происшествия, в результате прилегающие населенные пункты оказались в опасности. В данный момент проводится работа по укреплению дамб, в регион привлечены техника и живая сила. ("Новое время") В связи с повышением уровня воды на реке Араз (Аракс) резко увеличился объем воды и на одноименном водохранилище. Как сообщили представители Аразской ГЭС, объем воды на водохранилище составляет 1 млрд. 294 млн. кубометров, хотя предельно допустимые нормы составляют 1 млрд. 254 млн. кубометров. В последние дни из водохранилища выпускаются в реку 777 кубометров в секунду, что приводит к росту уровня воды в Куре, куда Араз впадает.

В Аразской ГЭС пояснили, что если из водохранилища не будет выпускаться вода в объеме равном, поступающем в него воды, то в Нахичеванской Автономной Республике Азербайджана может случиться наводнение, подобное случившемуся в низовьях Куры. (Turan) Пистолеты на экспорт

Планируется экспорт пистолетов производства Азербайджан в зарубежные страны. Об этом сообщил министр оборонной промышленности Явер Джамалов. Отметив, что в настоящее время зарубежные компании проявляют интерес к пистолетам "Инам", "Зефер" и "Зефер-К" азербайджанского производства, министр сообщил, что уже получены некоторые заказы: "Некоторые компании изъявили желание приобрести наши пистолеты. Они сделают заказы после тестирования пистолетов".

Джамалов сообщил, что в Министерство юстиции уже сдано 200 пистолетов. Министр также отметил, что от Пограничных войск поступил заказ на 600 пистолетов и в данный момент идет работа его выполнением. Отметим, что пистолеты производятся заводом "Иглим" Министерства оборонной промышленности совместно с турецкой компанией "TISAS". (АПА)

Подготовил Рафаэль Мустафаев